197
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
198
даться? а кто тебе помогъ сплутовать, когда
ты строили мости и написали дерева на
двадцать тысячи, тогда каки его и на сто
рублей не было? Я помоги тебе, козлиная
борода! Ты позабыли это. Я, показавши это
на тебя, моги бы тебя также спровадить ви
:Сибирь... Что скажешь, а?»... Вотъ это ко-
мизми, оти котораго каки-то тяжело смеешь
ся! ЧеловЬки бези стыда, бези совести ета-
вптп себе ви заслугу, что они помоги дру
гому сплутовать, и, словно оскорбленная до
бродетель, си благородными негодовашемп
упрекаетъ другого ви неблагодарности, каки
ви черноми и низкоми дел!. Это они гово
рить при жене и дочери, и это же они ска
зали бы при сыне, если бн у него были сынп.
-Фамусовн ви «Горе оти Ума» говорить
■Скалозубу:
НИтъ! я передъ родней, гдИ встретится, полз-
комъ,
Сыщу ее на днИ морскомъ!
При мн* служанце нулае очень рИдки;
Все больше сестрины, свояченицы д'Ьтки.
Одинъ Молчалинъ мнИ не свой,
И то затИмъ, что деловой.
Какъ станешь представлять къ крестишку иль
къ мИстечку,
Ну, какъ не порадИть родному человИчку?
Черта глубоко комическая! Ви Петербурге,
■слава Богу, эта черта не слишкоми бросается
ви глаза, но ви провинцшльной глуши прин-
ципъ родстза таки силенн, что тами скорее
решатся десять лети сряду не играть ви
нреферансн, чемн показать холодность ки
родственнику ви семьдесятп-седьмомн колене.
Будь они плутн отъявленный, и человеки си
самой дурной репутащей, но если они вами
родственники, они, оти роду не видавъ васъ,
не только лезетъ съ своими губами къ ва
шему лицу, но и селится ви вашемъ доме съ
-семьей, съ дворней и заставляетъ васъ втай
не проклинать судьбу, которая дала вами
возможность иметь собственный домъ. И они
правь: не останавливаться же ему ви трак
тире, пргехавъ изъ своего поместья въ гу
бернски городи, когда у него есть родствен
ники; ведь они же обиделись бы такими гру
быми съ его стороны поступкомъ!.. И что
же? здесь еще не конецъ смешному: они
действительно обиделись бы, если бъ они оста
новился не у нихъ, и они же проклинали бы
втайне и его, и себя, а наружно делали бы
■сладки. мины сквозь слезы, если бъ они у
нихъ остановился... Вотъ они, неисчерпае
мый источники истиннаго комизма! Они во-
кругъ насъ и даже въ самихъ насъ. Благо
даря ему, мы смешны въ собственники гла-
захъ. Но чуть только начнемъ мы писать ко
медию, выходить книга, въ которой много
слови, много пошлостей, много вздора, и нети
нисколько истины, действительности. Интри
га всегда завязана на пряничной любви,
увенчивающейся законными бракомъ, по
преодолели разныхъ препятствие Любовь у
насъ во всеми—и въ стихахъ, и въ рома-
нахъ, и въ повестяхъ, и въ трагедшхъ, и въ
комедшхъ, и въ водевиляхъ. Подумаешь, что
на Руси люди только и делаютъ, что влю
бляются. да, по преодолели разныхъ пре
пятствий, женятся,—и, заметьте, всегда без-
корыстно, бези расчетовъ на приданое, на
связи, на выгодное место, всегда на деве
идеальной, дочери бедныхъ, но благород-
ныхъ родителей. Гоголь сказали правду: «Те
перь сильнее завязываегъ драму стремлеше
достать выгодное место, блеснуть и затмить,
во что бы то ни стало, другого, отмстить за
пренебреженье, за насмешку. Не более ли
имеютъ теперь электричества денежный ка
питали, выгодная женитьба, чемъ любовь?..»
Но нашими комиками этого и въ голову не
входило. Пошлый любовники съ пряничными
фразами; пошлая барышня вечно въ роде
сентиментальной se rv an te endim anchée; раз
лучники негодяй и дядя-резонеръ—неизмен •
ныя лица ихъ комед1й. Вее говорятъ, словно
по книге читаютъ; не услышишь живого
слова, и нети признака того, что бываетъ въ
действительности. Оно и лучше: никто не
узнаетъ себя и не осердится. Волки сыты и
овцы целы. Зато если среди кучи этихъ вздор-
ныхъ произведен^ появится водевильчики
со смысломъ и хоть съ легонькими наме-
комъ на то, что въ самомъ деле бываетъ,
хоть съ искрой истины и верности действи
тельности,—Боже мой! сколько шума, какой
тр1умфъ! Словно появилось вековое произве
дете!.. Такое собкте совершилось недавно,—
и въ одной газете авторъ хорошенькаго во
девильчика приглашался переделать драма
тически сочиненн Гоголя, чтобъ сделать
ихъ сносными!.. Мы советовали бы сочини
телями оставить Гоголя въ покое и прш-
скать себе какого-нибудь водевилиста, кото
рый бы исправили и сделали сколько-нибудь
сносными ихъ собственный, изъ чужихъ ло-
скутьевъ сшитая, «драматически предста-
вленш».
И вотъ, мы перебрали все роды поэзш,
чтобъ показать, что теперь ни въ одномъ
нети возможности съ успехомъ действовать
не только бездарности, посредственности,
но и людями не бези таланта. Бедность со
временной литературы происходить оттого,
что все перепробовано, и новизной уже
нельзя блеснуть какъ талантами. Это бед
ность честная, благородная, которая въ ты
сячу рази лучше мнимаго богатства. Это
успехи, а не падете, огромный шаги впе
реди, а не назади. Теперь уже запертъ путь
къ известности и знаменитости всякому, у
кого нЬтъ большого таланта. Вследствш это
го безталантность, посредственность и мел-