Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  105 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 105 / 734 Next Page
Page Background

2 0 1

I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

2 0 2

При такомъ направденш публики странно

:было бы требовать литературы въ настоя-

щемъ смысл!; этого слова. Съ другой сторо­

ны, и литература наша только въ немногихъ

-своихъ исключеншхъ выше этой публики;

но, взятая вообще, совершенно по плечу ей.

Наши литераторы большею частью не арти­

сты, а диллетанты, которые между дЪломъ и

бездЬльемъ почитываютъ и пописываютъ. Они

убеждены, что можно прежде всего делать

что-нибудь, хоть снекулящи, а потомъ, въ

свободное отъ главныхъ заняНй время, по­

чему и не написать чего-нибудь—ведь оно

же и выгодно между прочими. Они убежде­

ны, что если кто написалъ въ жизнь свою

•три порядочныхъ романа, то уже велишй

писатель; а кто настрочилъ десятокъ фелье-

тоновъ—тотъ уже знаменитый литераторъ.

Два-три стихотворетя даютъ у насъ право

на известность; водевиль отворяетъ ворота

въ храмъ славы. Оттого, при всей бедности

нашей литературы, у насъ литераторовъ

бездна. Особенно богатъ ими Петербурга.

Затейте новый журналъ, новую газету или,

какъ теперь это более въ ходу, воскресите

старый журналъ или газету,—вы ни за мил-

.люны не найдете издателя, который далъ бы

новому изданш направлеше, жизнь и ходъ;

зато сотрудниковъ и особенно переводчиковъ

не оберетесь. Даже не нужно искать и звать

ихъ — сами придутъ. Сто или двести изъ

нихъ принесутъ вамъ на первый случай по

сотне стихотворений, въ которыхъ нйтъ ни

поэзш, ни смысла; пятьдесятъ принесутъ

обещашй—къ такому-то числу представить

по повести и, при сей верной оказш, спро-

-сятъ васъ, по-чемъ вы платите съ листа;

десять принесутъ вамъ въ самомъ деле по

повести, исполненной канцелярскаго юмора

и чиновнической ироти или высокаго тра-

гическаго паеоса а 1а Марлинсшй — что

-однако не снабдить васъ матершломъ для

вашего журнала. Что касается до критики

-и1 бибяюграфщ, — въ Петербурге столько

-критиковъ и библюграфовъ, что при ихъ

помощи вамъ легко было бы издавать сто

толстыхъ и тысячу тонкихъ журналовъ. И не

мудрено: ведь въ Петербурге родился тотъ

знаменитый Иванъ Александровичъ Хлеста-

ковъ, который сочинилъ и ¿Сумбеку», и

«Фенеллу», и «Юр¡я Милославскаго», изда-

валъ «Виблютеку для Нтенш» и все жур­

налы, издававппеся въ Петербурге... Кри­

тика у насъ считается самымъ легкимъ реме-

сломъ; за нее берутся все съ особенной охо­

той, и рЬдко кому входить въ голову, что для

критики нужно иметь талантъ, вкусъ, позна­

вая, начитанность, нужно уметь владеть язы-

комъ. Большая часть, напротивъ, думаетъ,

что для этого нужно только знать, что все

яаши- -генш и таланты, а все не наши—

люди не безъ таланта, если они намъ не

мешаютъ, и люди бездарные, если мешаютъ.

Теорш, какъ видите, самая простая, и чтобъ по­

нять ее сразу, не нужно учиться, трудиться,

думать, развиваться, иметь мненш, взглядъ,

убеждете. И потому нетъ ничего обыкновен­

нее, какъ услышать жалобы въ роде следую-

щихъ; «Скажите, пожалуйста, за что онъ (имя

рекъ) разбранилъ мой романъ, мою повесть,

драму, водевиль, журналъ или книгу? Чт5 я

ему сделалъ? Ведь мы съ нимъ пишемъ въ раз-

ныхъ родахъ, или въ разныхъ журналахъ, и

помешать друга другу не можемъ?» Почти

никому въ голову не входить, что можно

безъ всякихъ личныхъ отношешй къ чело­

веку, и даже зная его съ хорошей стороны,

уважая его характеръ и сердце, не любить

его взгляда на тотъ или другой предметъ и

энергически противодействовать этому взгля­

ду, такъ же, какъ можно, любя и уважая чело­

века, не уважать его сочинешй, какъ оскор-

бляющихъ вкусъ и умъ. Значить, понимаютъ

энергш антипатш за соперничество по день-

гамъ, по самолюбш, по известности и дру­

гими мелкимъ страстишками и пристрастьиш-

камъ; но не понимаютъ энергш антипатш

къ тому, что кажется ошибочными мнешемъ,

ложными убеждешемъ, умышленными или

неумышленными заблуждетемъ, безвкушемъ,

бездарностью. Кто-нибудь издали плохой ро­

манъ, въ которомъ удачно польстили грубому

вкусу большинства и чрезъ то прюбрелъ

большой успехи, — а вы написали критику,

въ которой показали въ истинномъ светЬ не­

законное чадо площадной фантазш: вы—за­

вистники, ибо вамъ никто не поверить, чтобъ

можно было разсердиться на книгу, которая

до васъ не касается; но вое поверять, что мож­

но взбеситься на чужой успехи... И ташс-то

«нравы» существуютъ между классомъ такъ-

называемыхъ литераторовъ!.. Оттого наши

критики не занимаются старыми писателями,

отъ которыхъ ими уже ни пользы, ни потери

быть не можетъ. Сегодня умеръ писатель,

хотя бы велишй, а завтра уже нечего толко­

вать о немъ, исключая разве случая, если

его сочиненш издаются, и расходъ ихъ мо-

жеть повредить расходу сочинешй критика

или его прщтелей. Безъ этого случая кри­

тики наши говорятъ только о современныхъ

явленшхъ, какъ бы они ни были ничтожны,

особенно если эти сочиненш—ихъ собствен­

ный. Зато какъ тяжка у насъ роль критика,

проникнутаго убеждешемъ и не отделяющего

вопросовъ объ искусстве и литературе отъ

вопросовъ о своей собственной жизни, обо

всеми, что соетавляетъ сущность и цель его ,

нравственнаго существований.. И теми хуже

ему, если онъ столько уважаетъ истину и

столько смиряется передъ ней, что всегда го­

товь отказаться отъ мненш, которое защи-