155
сочпнкптя в. г.
бминскаго
.
1 5 '
гичесшя стихотворешя пока не обЬщатотъ
въ будущемъ ничего особеннаго. Намъ было
бы очень прштио ошибиться въ этомъ при
говоре,—и мы первые вспомнили бы съ ра
достью о своей ошибке. если бъ Майковъ по-
дарилъ русскую публику такими стихотворе-
ншми, который обнаружили бы въ немъ столь
же примйчательнаго и столь же много об£-
щающаго въ будущемъ современнаго поэта,
сколько и антологическаго. Антологическая
муза Майкова не ослабела ни въ сил!;, ни въ
деятельности, и после выхода книжки его
стихотворегйй публика прочла въ «Отече-
ственныхъ Запискахъ» и «Библютеке для
Чтешя» несколько прелестнейншхъ егости-
хотворетй въ любимомъ его антологическомъ
роде, но они уже не возбудили въ ней преж-
няго восторга. А между тймъ—повторяемъ
—они такъ же прекрасны, какъ и прежнш,
въ доказательство чего достаточно привести
изъ нихъ следующее— «Барельефъ»:
Вотъ безжизненный отрубокъ
Серебра: стопи его
И вместительный мн* кубокъ
Слей искусно изъ него!
Ни Кипридиныхъ голубокъ,
Ни меднЪднцъ, ни плеядъ,
Не л*пи по ст'Ьнкамъ длиннымъ.
Нарисуй въ саду пустынномъ,
Между розъ, толпы мевадъ,
Выжимающихъ созр'Ьлый
Налитой и пожелтелый
Съ пышной ветви вииоградъ;
Вкругъ сидятъ умно и чинно
Дети передъ бочкой винной,
Фавны съ хмелемъ на челе,
Вакхъ подъ тигровою кожей,
И Силенъ румяпорожШ
На споткнувшемся осле.
Зато вотъ еще одно изъ последнихъ сти
хотворений Майкова, доказывающихъ, что
чуть только выйдетъ онъ изъ сферы антоло
гическаго созерцашя, какъ изъ его стихо-
гворепш тотчасъ же ничего не выйдетъ:
Море бурно, небо въ тучахъ.
Онъ примчался па коне
Прямо къ брызгамъ водъ кипучихъ.
„Старый! чолнъ скорее мне!“
И старикъ
затылокъ чешетъ—
■— „Полно, будетъ, господинъ!
Полно,
барипъ
(?!),
бгъса ттиить
(?),
Нагиихъ въ морп не одииъ
(?)—
„Пусть ихъ гибнутъ! Подъ водою
Рыбе рыбьи и гроба!
Знай, я Цезарь: а со мною
Мне послушна и судьба!“
Странная фантазш—свести Цезаря съ рус-
скимъ мужикомъ и заставить его объясняться
до такой степени посредственными стихами...
«Сумерки», маленькая книжка Баратын-
скаго, заключающая въ себе едва ли не по
следит стихотворешя этого поэта, тоже при-
надлежитъ къ немногимъ примйчательнМ-
шимъ явленшиъ по части поэзш въ прош-
ломъ году. По поводу ея мы обозрели всю
поэтическую деятельность Баратынскаго. Те
перь же прибавимъ только, что едва лн эта
и действительно не послЬднш стихотворешя
знаменитаго поэта; вотъ пьеса изъ «Суме-
рокъ», доказывающая это:
На. что вы, дни? юдольный мгръ явленья
Свои не изм’Ьнитъ!
Вс* в’Ьдомы и только повторенья
Грядущее сулитъ.
. Не даромъ ты металась и кнпЪла,
Развитаемъ спЪша,
Свой подвигъ ты свершила прежде т*ла,
Безсмергная душа!
И гЬсный кругъ подлушшхъ впечатл*к1й
Сомкнувшая давно,
Подъ в’Ьяньемъ возвратныхъ сновид*шй
Ты дремлешь; а оно
Безсмыслепно глядитъ, какъ утро встаиетъ,
Безъ нужды ночь см*пя;
Какъ въ мракъ холодный вечеръ канетъ,
В*нецъ пустого дня!
Страшно чувство, которымъ внушено
это
выстраданное отихотвореше! не обещаетъ
оно новыхъ и живыхъ вдохновешй, и лучше
совсемъ не писать поэту, чемъ писать такт,
напримеръ, стихотворешя:
Сначала мысль воплощена
Въ поэму сжатаго. поэта,
Какъ д*ва юная
темна
Для невнимательиаго св*та;
Потомъ, осмелившись, она
Уже увертлива, р’Ьчиста,
Со вс'Ьхъ сторонъ своихъ видна,
Какъ искушенная жена,
Въ свободной проз'Ь романиста;
Болтунья старая, за т*мъ
Она, подъемля крикъ нахальный,
Плодитъ въ полемик* журнальной
Давно уже ведомое вс*мъ.
Что, что такое? Неужели стихи, поэзш, мысль?..
Вышедшая въ прошломъ же году малень
кая книжечка стихотворешй Полежаева, подъ
назвашемъ «Часы Выздоровлешя», подала
намъ поводъ въ отдельной критической статье
обозреть всю поэтическую деятельность этого
замечательная поэта. Первая часть стихо
творешй Бенедиктова, изданная въ 1835 г.,
достигла второго издан!я въ прошломъ 1842 г.
Наше мн^ше объ этомъ поэте известно
публике.
Вообще прошлый годъ былъ не богатъ
стихами, а будуппй—это можно сказать сме
ло—будетъ еще беднее... Лермонтова уже
нетъ, а другого Лермонтова не предвидится...
хоть совс’1мъ не пиши стиховъ... И ихъ
въ самомъ дЬле пишутъ или по крайней
мере печатаютъ теперь меньше. Столичные
по&ты сделались какъ-то умереннее—отто
го ли, что одни уже повыписались, а друпе
догадались, что стихи должны быть сдипг-
комъ и слишкомъ хороши, чтобы ихъ стали
тедерь читать, не только хвалить... Зато
господа провинщальные поэты годъ отъ го-