Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  78 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 78 / 734 Next Page
Page Background

147

[СОЧИНЕНЫ В. Г. БЪЛИНСКАГО.

148

уже чистая, безприм'Ьсная проза, где уже со-

всймъ нйтъ стиховъ, хоть эти поэмы писаны

и стихами. Напротивъ, повести и романы

Полевого: «Симеонъ Кирдяиа», «Живопи-

сецъ», «Блаженство Безумы», «Эмма», «Ду­

рочка», «Аббаддонна» и пр.—чистМиле сти­

хи безъ всякой примеси прозы, хоть и пи­

саны и прозой, и хотя въ нихъ кЬтъ ни од­

ного стиха, разве только въ эпиграфахъ...

Мы, право, не шутимъ, и вы сами согласи­

тесь, если не захотите прозу принимать какъ

что-то противоположное стихамъ, а стихи—

какъ что-то противоположное прозе. Стихи

и проза—тутъ вся разница только въ форме,

а не въ сущности, которую составляютъ не

стихи и не проза, а поэзии Вотъ другое дй-

ло, если прозу противополагать поэзш, а

поэзш—прозе; но мы здесь имйемъ въ виду

в не эту противоположность: мы подъ «про­

зой» разум4емъ богатство внутренняго поэти-

ческаго содержатя, мужественную зрелость

и крепость мысли, сосредоточенную въ самой

себе силу чувства, верный тактъ действи­

тельности; а подъ «стихами» разумйемъ не­

земную деву, идеальную любовь, детское по-

рыванш къ высокому и прекрасному, въ ко-

торыхъ нЬтъ никакого содержанш, прекрас­

ный, но чуждыя мысли чувства, глубошя,

но лишенный чувства и богатый словами

мысли, и т. п. Но какъ же въ такомъ слу­

чай первый поэмы Пушкина попали въ одну

категорда съ повестями и романами Поле­

вого? О, сохрани Вогъ! Стихи въ стихахъ

могутъ иметь свои достоинства, какъ-то: бо­

гатство фантазии, жаръ чувства, художе­

ственность формы, и т. п., но стихи въ про­

зе,

по крайней мйрй теперь, решительно ни­

куда не годятся: они походятъ то на мла­

денца въ английской болезни, то на старца

съ нарумяненными щеками, то на юношу

добраго, чувствительнаго, живого, пдаменна-

го, мечтательнаго, но тймъ не менйе пусто­

го,—нечто въ роде того, что называется «ни

рыба, ви мясо»...

Но наша мысль можетъ показаться мно-

гимъ не совсймъ ясной, и потому прибавимъ

еще нйсколько словъ. Всякая идея прояв­

ляется въ двухъ крайностяхъ и середине.

Поэтому есть люди, которые какъ будто со­

вершенно лишены души и сердца, въ кото-

рыхъ не-гъ никакого порыва къ мщу идеаль­

ному — это крайность; другш, напротивъ,

какъ будто состоять только изъ души и сердца

и

какъ будто родятся гражданами идеаль-

наго м1ра—это другая крайность; между ними

8анимаютъ место люди ни то, ни сё, люди

недоноски, люди, которые по-немножку по-

нимаютъ все истинное, никогда не проникая

въ глубь его, люди, у которыхъ есть чув­

ство, но похожее на нервическую раздражи­

тельность, есть умъ, но похожШ на мечта­

тельность, есть порывы къ высшему мфу, но

у которыхъ этотъ «высипй мфъ» вне дей­

ствительности, что-то въ родй мечты, выра­

жаемой словами: «куда-то, где-то, тамъ» и

т. и.—это середина. Несносны люди перваго

разряда; эти последние еще несноснее. У

нихъ все слова, столько же громшя и отбор­

ный, сколько и неопределенный, но дела ни­

когда не бываетъ; они исключительно пре­

даны чувству, отъ ума ихъ веетъ хододомъ,

отъ действительности—разочарованшмъ; ме­

чта составляетъ блаженство ихъ жизни; мысли

они не любятъ и не понимають. Подобные

люди бываютъ такими или по натуре (и это

самыя несносный существа въ мфй), иди

вследствш неразвитости, ложнаго развита

и т. п. Те и другш вечно исполнены глубо-

кихъ чувствъ и мыслей, для выражены ко­

торыхъ, по ихъ словамъ, бйденъ языкъ че-

ловечесшй. Но это клевета на языкъ чело-

вечесшй: чтб прочувствуешь и пойметъ чело-

вйкъ, то онъ выразить; словъ недостаетъ у

людей только тогда, когда они выражаготъ

то, чего сами не понимаютъ хорошенько. Че-

ловйкъ ясно выражается, когда имъ владеетъ

мысль, но еще яснее, когда онъ владеетъ

мыслью. Если, наир., какой-нибудь критикъ,

длинно и широко разглагольствуя о Держа­

вине, наполнить свою статью одними возгла­

сами о величин этого поэта, не определивъ

ни содержатя, ни характера его поэзш, а

произведены его будетъ уподоблять алма-

замъ, рубинамъ, сапфирамъ, изумрудамъ и

другимъ предметамъ ископаемаго царства,

(вместо того, чтобъ раскрыть содержанш

этихъ произведенШ и показать отношение

содержанш къ форме), и нотомъ все это сдо­

брить фразами: «северный бардъ, потомокъ

Багрима» и т. и., такъ что читатель, прочти

длинную критику, не въ еостоянш будетъ

передать изъ нея другому ни одной мысли,—

это значить, что нашъ критикъ ровно ничего-

не понялъ въ Державине или свои ощуще­

ны, возбужденный въ немъ ноэзшй Держа­

вина, принялъ за мысли, да и давай жало­

ваться на бедность языка человЬческаго....

Есть и поэты, похожш на такихъ критиковъ:

вотъ у нихъ-то и въ прозе выходятъ все

стихи, хотя безъ меры и безъ риемъ... Го-

ворятъ они—любо слушать; замолчать—ни-

какъ не сообразишь, чтб они хотели сказать,,

и поневоле принимаешь ихъ прозу за стихи...

Теперь самое неблагоприятное время для та­

кихъ поэтовъ, ибо теперь никто не признаешь

великимъ полководцемъ того, кто не одер-

жалъ ни одной победы, ни великимъ писа-

телемъ—того, кто, за бедностью человече-

скаго языка, не сказалъ того, что силился

сказать. Т ате люди теперь напоминаютъ со­

бой знаменитаго Ивана Александровича Хле­

стакова, который сказалъ о себе, въ письме.