149
. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
150
къ другу своему Тряпичкину, что онъ «хо-
тЬиъ бы заняться ч'Ьмъ-нибудь высокими, но
светская чернь не понимаете его.» Другими
словами, такте люди — настояние «роман
тики», хотя бы они и выдавали себя за
людей съ высшими взглядами...
Итакъ, романтизмъ нашъ убита прозой.
Съ 1729 года всгЬ писатели наши бросились
въ прозу. Самъ Пушкинъ обратился къ ней.
Альманахи, какъ игрушки, веЬмъ надоели
и вышли изъ моды. Ц1ша на стихи вдругъ
упала. Вскоре явился новый поэтъ, сильное
влыны котораго на литературу не замедли
ло обнаружиться. Вследствы этого влыны
ужасно понизилась ц’Ьна на руесше истори-
чесше и особенно нравственно-сатирическ]'е
романы; прежвы повести, особенно—идеаль
ный,—те, которыхъ проза такъ похожа на
стихи, совс&мъ вышли изъ моды: противъ
Марлинскаго началась сильная опнозицы;
все романисты и нувеллисты пустились въ
юморъ. начали брать содержите для своихъ
повестей изъ действительной жизни, рисо
вать чудаковъ и оригиналовъ; герои добро
детели были отпущены на отдыхъ. 1835 и
1836 года были эпохой для русской литера
туры: въ первомъ вышли въ света «Мирго
р о д а и «Арабески», во второмъ появился
и въ печати, п на сцене «Ревизоръ»... Въ то
же время напечатались стихотворешя Бене
диктова, наделавшы столько шуму въ Пе
тербурге и возбудившая такой восторгъ въ
одномъ московскомъ критике, что онъ поста-
вилъ Бенедиктова выше Жуковскаго и Пуш
кина... Стихотворены Венедиктова были важ-
нымъ фактомъ въ исторш русской литера
туры: они повершили вопросъ о стихахъ, и
съ того времени стихи (въ томъ смысле, въ
какомъ мы принимаемъ это слово) совер
шенно окончили на Руси свое земное попри
ще... Являлись и друие, находили себе даже
ноклонниковъ, но на минуту,—отъ нихъ скоро
отступали самые друзья ихъ: то были послед-
ны вспышки угасающей лампы... По смерти
Пушкина начали печататься въ «Современ
нике» оставшыся после него въ рукописи
последние произведены его; но то была уже
чистая проза въ стихахъ и ужасный ударь
стихамъ. Явился Лермонтова съ стихами и
съ прозой,—и въ его стихахъ и прозе была
чистая проза! Прощайте, стихи! Будете ре
бячиться нашей литературе, довольно по
шалила—пора и деломъ заняться...
И действительно, последшй перыдъ рус
ской литературы, першдъ прозаичееюй, резко
отличается отъ романтического какою-то му
жественной зрелостью. Если хотите, онъ не
богата числомъ произведший, но зато все,
что явилось въ немъ посредственного и обык
новенного, все это или не пользовалось ни-
какиыъ успехомъ, или имело только усиехъ
мгновенный; а все то немногое, что выхо
дило изъ ряда обыкновенного, ознаменовано
печатью зрелой и мужественной силы,—оста
лось навсегда, и въ своемъ торжественномъ,
победоносномъ ход'];, постепенно прыбретая
влыны, прорезывало на почве литературы
и общества глубокы следы. Оближете съ
жизнью, съ действительностью есть прямая
причина мужественной зрелости последняго
перыда нашей литературы. Слово «идеалъ»
только теперь получило свое истинное значе-
ны. Прежде подъ этимъ еловомъ разумели
что-то въ роде: не любо не слушай, лгать не
мешай,—какое-то соединены въ одномъ пред
мете всевозможвыхъ добродетелей или все-
возможныхъ пороковъ. Если герой романа,
такъ уже и еобой-то красавецъ, н на гитаре
играете чудесно, и поете отлично, и стихи
сочиняете, и дерется на всякомъ оружш, я
силу имеете необыкновенную:
Когда жъ о честности высокой говорить,
Какнмъ-то демономъ внушаемъ—
Глаза въ крови, лицо горитъ,
Самъ плачетъ, а мы всЬ рыдаемъ!
Если же злодей, то и не подходите близко:
съестъ, непременно съесть васъ живого, из-
вергъ такой, какиго не увидишь и на сцене
Александринскаго театра, въ драмахъ на-
шихъ доморощенпыхъ трагиковъ. Теперь
подъ «идеаломъ» разумеютъ не преувеличе
ны, не ложь, не ребяческую фантазш, а
фактъ действительности, такой, какъ она
есть, но фактъ, не списанный съ действи
тельности, а проведенный черезъ фантазт
поэта, озаренный светомъ общаго (а не ис-
ключительнаго, частнаго и случайнаго). зна-
чены, «возведенный въ перлъ созданы» и
потому более похожШ на самого себя, более
верный самому себе, нежели самая рабская
копы съ действительности верна своему ори
гиналу. Такъ на портрете, сделанномъ вели-
кимъ жпвописцемъ, человекъ более похожъ
на самого себя, чемъ даже на свое отраже
ны въ дагерротипе, ибо велишй живописецъ
резкими чертами вывелъ наружу все, что
таится внутри того человека и чтб, можете
быть, составляетъ тайну для самого этого
человека. Теперь действительность относится
къ искусству и литературе, какъ почва къ
растенымъ, который она возращаетъ на
своемъ лоне.
Все сказанное нами для людей мыслящихъ
•не можете показаться отступлешемъ отъ
предмета статьи, потому что все это не от-
ступлеше, а характеристика и исторы по
елидняго перюда рурской литературы, въ от
ношены къ которому 1842 годъ былъ блиста-
тельнейшимъ понолнешемъ. Мы уже выше
сказали, что обозревать не значить пере
считывать по пальцамъ все, что вышло
въ продолжены известнаго времени, но указать