Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  80 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 80 / 734 Next Page
Page Background

151

СОЧИНЕНЫ В. Г. ВЫП

ИСКАНО.

152

на замечательный произведены а определить

ихъ значеше и цену,—а этого мы не могли

сделать, не определивъ предварительно ха­

рактера в злачен ¡я всей литературы послед-

няго времени. При обозрении поименномъ

не на многое придется намъ указывать и

не о многомъ говорить. Причина этого—не­

многочисленность замечательныхъ явлешй

въ литературе прошлаго года, также при­

надлежащая нъ особыми чертами всей рус­

ской литературы последняго ея нерыда. Но

эта бедность не должна насъ опечаливать: это

благородная бедность, которая лучше мни-

маго богатства прежняго времени. Появде-

ше въ одномъ году «Миргорода» и «Арабе-

сокъ», въ другомъ «Ревизора» стоитъ огром-

наго количества даже хорошихъ, но обыкно-

венныхъ произведен^ за мноие годы. Та-

кимъ образомъ 1840 годъ былъ ознаменованъ

выходомъ «Героя Нашего Времени» и пер-

ваго собраны стихотворений Лермонтова;

1841—издашемъ трехъ томовъ посмертныхъ

сочннешй Пушкина; 1842—выходомъ «Мерт-

выхъ Душъ», одного нзъ техъ капитальныхъ

произведений, который составляютъ эпохи въ

литературахъ.

Много было писано во всехъ журналахъ

о «Мертвыхъ Душахъ»; много говорили н

мы о нихъ. Повторять сказанное и нами, и

другими нетъ никакой надобности. Впрочемъ,

изъ этого еще нисколько не следуетъ, чтобъ

о «Мертвыхъ Душахъ» было сказано все, какъ

нами, такъ и другими: мы собственно и не го­

ворили еще о нихъ, а только спорили съ дру­

гими по поводу ихъ, и намъ еще предстоять

впереди изложены окончательного, крити­

чески высказаннаго мнЬнш объ этомъ про­

изведены; что касается до другихъ, они не

перестали и долго еще не перестанутъ гово­

рить о «Мертвыхъ Душахъ», вс'Ьми силами

стараясь уверить себя, что имъ нечего бо­

яться этого произведены... Итакъ, скажемъ

здЬсь лишь нисколько

сдойъ

для уяснены—

не произведены Гоголя, а вопроса, возник-

шаго о немъ и въ публике, и въ литературе.

Какъ мнйше публики, такъ и мнете жур-

наловъ о «Мертвыхъ Душахъ» разделились

на три стороны: одни видять въ этомъ тво­

рены произведшие, котораго хуже еще не

писывалось ни на одномъ языке человече-

скомъ; другы, наоборотъ, думали, что только

Гомеръ да Шекспиръ являются въ своихъ про-

изведешяхъ столь великими, какимъ явился

Гоголь въ «Мертвыхъ Душахъ»; третьи ду-

маютъ, что это произведены—действительно

великое явлены въ русской литературе, хотя

и не идущее по своему содержанию ни въ

какое сравнены съ вековыми всемфно-ието-

рическими твореными древнихъ и новыхъ

днтературъ западной Европы. Кто эти—

одни, другы и третьи— публика знаетъ, и ио-

тому мы не имеемъ нужды никого называть

по имени. Все три мирны равно заслужи-

ваютъ большого вниманы и равно должны

подвергаться разсмо rptniro, ибо каждое изъ

нихъ явилось не случайно, а по необходи-

мымъ причинами. Какъ въ числе иступлен-

ныхъ хвалителей «Мертвыхъ Душъ» есть

люди, и не подозревавшие въ простоте сво­

его дЬгекаго энтузшзна нстнннаго значе­

нья, следовательно, и истиннаго величья этого

произведены, такъ и въ числе ожесточен-

ныхъ хулителей «Мертвыхъ Душъ» есть

люди, которые очень и очень хорошо сме-

каютъ всю огромность поэтыческаго досто­

инства этого творены. Но отсюда-то и вы­

ходить ихъ ожесточены. Некоторые сами

когда-то тянулись въ храмъ поэтическаго

безсмерты; за новостью и дЬтствомъ нашей

литературы, они имели свою долю ycntxa,

даже могли радоваться, и хвалиться, что

имеютъ ыоклонниковъ,—и вдругъ является

неожиданно, непредвиденно совершенно но­

вая сфера творчества, особенный характеръ

искусства, вследствы чего идеальный и чув­

ствительный произведены нашихъ поэтоьъ

вдругъ оказываются ребячесюй болтовней,

детскими невинными фантазшми... Согла­

ситесь, что такое падете безъ натиска кри­

тики, безъ недоброжелательства журналовъ

очень и очень горько... Другы подвизались на

сатирическомъ поприще, если не со славой,

то не безъ выгодъ иного рода; сатиру они счи­

тали своей монополий, смйхъ—исключитель­

но имъ принадлежащимъ орудымъ,—и вдругъ

остроты ихъ не смешны, картины ни на что

не похожи, у ихъ сатиры какъ будто повы­

падали зубы, охрииъ голосъ, ихъ уже не чита-

ютъ, на нихъ не сердятся, они уже стали

употребляться вместо какого-то аршина для

измерены бездарности.., , Что тутъ делать?

перечинить перья, начать писать на новый

ладь?—но нйдь для этого нуженъ талантъ, а

его не купишь, какъ пучекъ перьевъ... Какъ

хотите, а осталось одно: не признавать та-

лантомъ виновника этого крутого поворота

въ ходе литературы и во вкусе публики,

уверять публику, что все написанное имъ —

вздорь, нелепость, пошлость... Но это не по-

могаетъ, время уже решило страшный во-

просъ—новый талантъ торжесгвуетъ, молча,

не отвечая на брани, не благодаря за хва­

лы, даже какъ будто вовсе отстраняясь отъ

литературной сферы; надо переменить так­

тику: является новое творены таланта, да­

леко оставившее за собой все прежны его

произведены, — давай жалеть о погибшемъ

таланте, который такъ много обещалъ, такъ

хорошо пасалъ некогда (именно тогда, когда

эти господа утверждали, что онъ писали все

вздоры и нелепости); его, видите, захвалили

прштели, а ихъ у него такъ много, что иныхъ