151
СОЧИНЕНЫ В. Г. ВЫП
ИСКАНО.
152
на замечательный произведены а определить
ихъ значеше и цену,—а этого мы не могли
сделать, не определивъ предварительно ха
рактера в злачен ¡я всей литературы послед-
няго времени. При обозрении поименномъ
не на многое придется намъ указывать и
не о многомъ говорить. Причина этого—не
многочисленность замечательныхъ явлешй
въ литературе прошлаго года, также при
надлежащая нъ особыми чертами всей рус
ской литературы последняго ея нерыда. Но
эта бедность не должна насъ опечаливать: это
благородная бедность, которая лучше мни-
маго богатства прежняго времени. Появде-
ше въ одномъ году «Миргорода» и «Арабе-
сокъ», въ другомъ «Ревизора» стоитъ огром-
наго количества даже хорошихъ, но обыкно-
венныхъ произведен^ за мноие годы. Та-
кимъ образомъ 1840 годъ былъ ознаменованъ
выходомъ «Героя Нашего Времени» и пер-
ваго собраны стихотворений Лермонтова;
1841—издашемъ трехъ томовъ посмертныхъ
сочннешй Пушкина; 1842—выходомъ «Мерт-
выхъ Душъ», одного нзъ техъ капитальныхъ
произведений, который составляютъ эпохи въ
литературахъ.
Много было писано во всехъ журналахъ
о «Мертвыхъ Душахъ»; много говорили н
мы о нихъ. Повторять сказанное и нами, и
другими нетъ никакой надобности. Впрочемъ,
изъ этого еще нисколько не следуетъ, чтобъ
о «Мертвыхъ Душахъ» было сказано все, какъ
нами, такъ и другими: мы собственно и не го
ворили еще о нихъ, а только спорили съ дру
гими по поводу ихъ, и намъ еще предстоять
впереди изложены окончательного, крити
чески высказаннаго мнЬнш объ этомъ про
изведены; что касается до другихъ, они не
перестали и долго еще не перестанутъ гово
рить о «Мертвыхъ Душахъ», вс'Ьми силами
стараясь уверить себя, что имъ нечего бо
яться этого произведены... Итакъ, скажемъ
здЬсь лишь нисколько
сдойъ
для уяснены—
не произведены Гоголя, а вопроса, возник-
шаго о немъ и въ публике, и въ литературе.
Какъ мнйше публики, такъ и мнете жур-
наловъ о «Мертвыхъ Душахъ» разделились
на три стороны: одни видять въ этомъ тво
рены произведшие, котораго хуже еще не
писывалось ни на одномъ языке человече-
скомъ; другы, наоборотъ, думали, что только
Гомеръ да Шекспиръ являются въ своихъ про-
изведешяхъ столь великими, какимъ явился
Гоголь въ «Мертвыхъ Душахъ»; третьи ду-
маютъ, что это произведены—действительно
великое явлены въ русской литературе, хотя
и не идущее по своему содержанию ни въ
какое сравнены съ вековыми всемфно-ието-
рическими твореными древнихъ и новыхъ
днтературъ западной Европы. Кто эти—
одни, другы и третьи— публика знаетъ, и ио-
тому мы не имеемъ нужды никого называть
по имени. Все три мирны равно заслужи-
ваютъ большого вниманы и равно должны
подвергаться разсмо rptniro, ибо каждое изъ
нихъ явилось не случайно, а по необходи-
мымъ причинами. Какъ въ числе иступлен-
ныхъ хвалителей «Мертвыхъ Душъ» есть
люди, и не подозревавшие въ простоте сво
его дЬгекаго энтузшзна нстнннаго значе
нья, следовательно, и истиннаго величья этого
произведены, такъ и въ числе ожесточен-
ныхъ хулителей «Мертвыхъ Душъ» есть
люди, которые очень и очень хорошо сме-
каютъ всю огромность поэтыческаго досто
инства этого творены. Но отсюда-то и вы
ходить ихъ ожесточены. Некоторые сами
когда-то тянулись въ храмъ поэтическаго
безсмерты; за новостью и дЬтствомъ нашей
литературы, они имели свою долю ycntxa,
даже могли радоваться, и хвалиться, что
имеютъ ыоклонниковъ,—и вдругъ является
неожиданно, непредвиденно совершенно но
вая сфера творчества, особенный характеръ
искусства, вследствы чего идеальный и чув
ствительный произведены нашихъ поэтоьъ
вдругъ оказываются ребячесюй болтовней,
детскими невинными фантазшми... Согла
ситесь, что такое падете безъ натиска кри
тики, безъ недоброжелательства журналовъ
очень и очень горько... Другы подвизались на
сатирическомъ поприще, если не со славой,
то не безъ выгодъ иного рода; сатиру они счи
тали своей монополий, смйхъ—исключитель
но имъ принадлежащимъ орудымъ,—и вдругъ
остроты ихъ не смешны, картины ни на что
не похожи, у ихъ сатиры какъ будто повы
падали зубы, охрииъ голосъ, ихъ уже не чита-
ютъ, на нихъ не сердятся, они уже стали
употребляться вместо какого-то аршина для
измерены бездарности.., , Что тутъ делать?
перечинить перья, начать писать на новый
ладь?—но нйдь для этого нуженъ талантъ, а
его не купишь, какъ пучекъ перьевъ... Какъ
хотите, а осталось одно: не признавать та-
лантомъ виновника этого крутого поворота
въ ходе литературы и во вкусе публики,
уверять публику, что все написанное имъ —
вздорь, нелепость, пошлость... Но это не по-
могаетъ, время уже решило страшный во-
просъ—новый талантъ торжесгвуетъ, молча,
не отвечая на брани, не благодаря за хва
лы, даже какъ будто вовсе отстраняясь отъ
литературной сферы; надо переменить так
тику: является новое творены таланта, да
леко оставившее за собой все прежны его
произведены, — давай жалеть о погибшемъ
таланте, который такъ много обещалъ, такъ
хорошо пасалъ некогда (именно тогда, когда
эти господа утверждали, что онъ писали все
вздоры и нелепости); его, видите, захвалили
прштели, а ихъ у него такъ много, что иныхъ