Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  75 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 75 / 734 Next Page
Page Background

;

141

I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

142

ючайшаго генш и приводили въ воеторгъ и

изумлеше почти всю читающую публику. По­

вести Полевого почитались тоже такими про-

язведешями, который могли бы служить

украшешемъ любому европейскому журна­

лу,—и, верно, мнопе, подобно намъ, не мо-

гугь теперь вспомнить безъ улыбки живМ-

шаго удовольствш, какой сильный интересъ

возбудили въ публий «Живописецъ», Бда-

кеяство Безумш» и «Эмма»: воспоминания

детства такъ отрадны и сладостны, что мы не

безъ сердечнаго трепета вспоыинаемъ иногда

романы Радклифъ, Декре-дю-Мениля и Авгу­

ста Лафонтена и, смеясь надъ ними, все-

таки любимъ ихъ, какъ добрыхъ друзей на­

шего ыечтательнаго детства, какъ ослепшую

отъ старости собачку, съ которой мы играли,

когда она была еще щенкомъ!... И что го­

ворить о повйстяхъ Полевого:—повйсти По­

година многими нравились въ свое время;

трудно поварить, а это было точно такъ:

«Черная Помочь> наделала шуму... И вотъ

оно—то богатство, какими горда была наша

литература предшествовавшаго першда, ко­

торый можно, не рискуя ошибиться, назвать

«романтическими»!

Добрый и невинный романтизмъ! какъ

боялись тебя классичесше парики, какими

буйными и неистовымъ почитали они тебя,

сколько зла пророчили они отъ тебя,—тебя,

бывшаго въ ихъ глазахъ страшнее чумы,

опаснее огня! А ты, добрый и невинный ро­

мантизмъ, ты были просто—резвое, шало­

вливое дитя, проказливый школьники, кото­

рый сн'Ьтидъ, что его «классичесшй» учи­

тель ужасно глупъ, да и давай надъ ними

яотЬшаться, сдергивая колпакъ съ его дре- ;

млющей лысой головы, и нацепляя бумажки

на заднш пуговицы его старомоднаго наф­

тена... И чт5 же такое сделали, если раз-

смотр’Ьть хорошенько, ты, такъ гордивиийся

и величавппйся своими заслугами!—Черезъ

Летурнёра, поправленнаго съ грйхомъ по-

поламъ Гизо, ты кое-какъ познакомился съ

Жекепиромъ, да и начали, съ голосу париж-

скихъ романтиковъ, кричать о сердцевЬдЬ-

нш, о глубине идей, о силе страстей, о в4р-

иомъ изображение дМствительиости; а вйдь—

признайся (дЬло прошлое!): тебе въ Шек­

спире полюбились только побранки мужиковъ ,

х

солдата, разнообразш и множество персо-

нажей, да несоблюдеше, действительно не- .

лЬпаго, драматическаго тршдинства?.. Напи­

сали ли ты хоть одну драму въ роде Шек-

виировыхъ драмъ? Перевели ' ли ты одну

нзъ нихъ такъ, чтобъ можно было видеть,

что ты поняли Шекспира? Правда, переве­

шаны у насъ две драмы Шекспира достой-7

дыми его образомъ, да не тобой, мой верхо-

еяядый

романтизмъ: ты только изуродовали

«Гамлета» да «Виндзорскихъ Проказннцъ»,

позволивъ себе переделывать ихъ по своему

идеалу... Такъ или сякъ познакомился ты и

съ Шиллеромъ, но чтб поняли ты въ немъ!—

ты поняли, и то по-своему, по-детски, «деву

неземную», да «любовь идеальную», а веч-

наго глагола разума, а божественной любви

къ человечеству—ты и не предчувствовали

въ Шиллере; ты и не подозревали въ немъ

провозвестника двухъ ведикихъ словъ вели-

каго будущаго—разума и человечества... Ж

вотъ ты съ радости, что не поняли Шиллера,

давай писать благозвучными Расиновекнми

стихами Шшыеровекую драму, где донсше

казаки мечтаютъ «о Шиллере, о славе, о

любви»... Также сводили тебя съ ума и

«Гецъ фонъ-Берлихингенъ» Гёте—и ты пре-

нелепо перевели его романтическими язы-

комъ русскихъ ыужичковъ... Много ты на­

слышался и о «Фаусте» Гёте, наболтали о

немъ съ три короба и, наконецъ (не дро­

гнула же у тебя рука на такое беззаконное

дело!)—и его перевели... Частью по фран­

цузскими переводами, частью по дрянными

российскими переложеншмъ, ты познакомил­

ся съ Вальтеръ-Скоттомъ, и тебе, самона­

деянному юноше-самоучке, показалось, что

ты разгадали тайну таланта великаго шот­

ландца, и что тебе ничего не стоить самому

сделаться такими же «романтикомъ».—Й

вотъ ты начали тайкомъ перелистывать Исто-

рш Карамзина, браня ее вслухъ (какъ

«классическое» произведете), и, бывало,

возьмешь изъ нея на-прокатъ какое-нибудь

событие, да лица два-три, завяжешь ими

глаза, да и пустишь ихъ играть въ жмурки

съ картонными маршнетками собствеянаго

твоего изобретенья... И сколько повестей

наделали ты изъ степенной русской исторш,

заставивъ чинныхъ русскихъ бояръ мстить

по-черкесеки, клясться не иначе, какъ смертью

и адомъ, и кричать на каждой странице:

га!.. Злодей, ты уцепился за новейшую

исторпо, которую изучили изъ «Московскихъ

Ведомостей»; ты не пощадили и Наполеона,

не убоялся оскорбить его развенчанной тени,

и смйло заставили его играть престранную

роль въ твоихъ площадныхъ сказкахъ, сво­

дить и знакомить его съ разными романти­

ческими чудаками, незаконными детьми тво­

ей фантазш... На горе себе, какъ-то позна­

комился ты съ гениальными сумасбродомъ,

съ немцемъ Гофманомъ, забредили «фанта­

стическими», переболтали его съ «идеаль­

ными», подбавили въ эту амальгаму сенти­

ментальной водицы изъ памятныхъ тебе по

детству романовъ Августа Лафонтена, — и

потянулись у тебя длинной вереницей без­

образный повести и романы: съ блаженствую­

щими отъ сумасшествия, съ лунатиками,

сомнамбулами, магнетизёрами, идеальными

кухарками, мещанскими поэтами, мечгате-