Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  76 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 76 / 734 Next Page
Page Background

1 4 3

СОЧПНИНШ В. Г. БТ'ЛИНСКАГО.

1 4 4

лями, пряничными Аббаддоннами, сахарной

любовью, мышинымъ героизмомъ, и тому по-

добнымъ разнымъ вздоромъ... Но всЬхъ бо­

лее виновата ты передъ певцомъ «Гяура»

и «Манфреда»: лишь только заслышадъ ты

о немъ, какъ и началъ проклинать жизнь,

ненавидеть человечество, любоваться адомъ

и вяло воспевать

. . . Иоблекппй жизни цвЪтъ

Безъ малаго въ восьмнадцать л'Ьтъ...

Ты провозгласить Байрона певцовь отчая-

шя и эгоизма, блуждающей кометой, оза­

рившей мщъ кровавымъ заревомъ... Добрякъ!

говорю тебе—ты не понялъ еГо, этого Бай­

рона, ты не понялъ ни его идеала, ни его

паеоса, ни его гены, ни его кровавыхъ

слезь, ни его безотраднаго и гордаго, на

самомъ себе опершагося, отчаянш, ни его

души, столько же нежной, кроткой и лю­

бящей, сколько могучей, непреклонной и

великой! Байронъ — это быль Прометей

нашего века, прикованный къ скале, тер­

заемый коршуномъ: могучей гешй, на

свое горе, заглянулъ впереди,—и не раз-

смотревь, за мерцающей далью, обетованной

земли будущаго, онъ проклялъ настоящее и

объявилъ ему вражду непримиримую и веч­

ную; нося въ груди своей страдашя миллю-

новъ, онъ любилъ человечество, но прези-

ралъ и ненавидедъ людей, между которыми

виделъ себя одинокамъ и отверженнымъ съ

своей гордой борьбой, съ своей безсмертной

скорбью... Не кометой, блуждающей и без­

образной, быдъ онъ, а новымъ духомъ, побо-

равшимъ за человечество, въ огнепернатомъ

шлеме на голове, съ пламеннымъ мечомъ въ

руке, съ эгидой будущей победы, близкаго

торжества... А ты, добрый и невинный ро-

мантизмъ руссюй, создалъ себе, въ своемъ

ребячестве, какой-то призракъ Байрона,

столько же похожгй на Байрона, сколько

тень, отбрасываемая на солнце человекомъ,

похожа на человека. Да и где, изъ чего было

тебе создать истинный идеалъ Байрона?—

Где взялъ бы ты глубокаго сочувствы ко все­

му человеческому, глухихъ рыдашй, никому

невидныхъ, но темъ более сокрушитель-

ныхъ,—ты, добрый юноша, съ глазами уны­

лыми, но отъ модной тоски,—со щеками не­

сколько бледными, но отъ ночяыхъ пировъ

и дикихъ хоровъ московскихъ египтянокъ,

въ просторечья называемыхъ цыганками,—

съ характеромъ раздражительнымъ и

не­

сколько нелюдимыми, но отъ разсгроеннаго

пищеваренш,

иагЬдствщ неразсчитаннаго

усерды къ Вакху и Кому,—съ душой празд­

ной и скучной, но отъ излишней любви къ

«сладостной лени»?... Не только ты, добрый

и невинный романтизмъ, не только ты не по­

нялъ новаго воителя: его не понялъ и тотъ

велиюй руссшй поэта, котораго такъ неспра­

ведливо называли ты своими отцомъ и кото­

раго еще несправедливее называли ты то

северными, то русскими Байрономъ...

Итакъ, где же твои заслуги, о иашъ безвре­

менно екончавнпйся романтизмъ? Ужъ не раз­

гульный ли песни, писанный бойкими четы­

рехстопными ямбомъ, «торопливыми скорохо-

домъ», въ которыхъ все такъ исполнено не­

винности и романтизма—и похмелье, и звонъ

разбиваемаго стекла, и разгульный венокъ,

н пламенныхъ восторговъ кипятокъ?.. Ужъ

не нодражаны ли древнимъ, въ которыхъ

греческаго—одни гекзаметры, да и то руссюе,

одни длинные составные эпитеты, кдонянце

ко сну? Ужи не...

Но довольно. Всехъ проказъ нашего роман­

тизма не перескажешь. Какъ все эпохи пере­

ходный, когда старое безусловно отрицается

во имя новаго, которое непонятно,—роман­

тизмъ наши были пусти и безплоденъ; отъ это­

го изъ него и не вышло ничего, кроме велико-

лепнаго вздора программъ и подписок ь на не­

написанный и неоконченный сочинены... И не

у насъ однихъ романтизмъ были такъ без­

плоденъ, но н у французовъ, у которыхъ онъ

также были переходными моментомъ и не

чемъ-нибудь положительными, а только реак­

ций псевдо-классицизму. Въ самомъ деле,

что прочного, великаго, векового и безсмерт-

наго произвели эти мнпмо-гетальные пред­

ставители юной Франщи? Люди они были

действительно съ блестящими даровашями,

въ ихъ произведеяыхъ много блестокъ ума,

живости, увлеченья; но эти легкы и скоро­

спелый произведены были литературные под­

снежники, пророчивппе весну, а не пышныя,

благоуханный розы роскошнаго мая. Минута

родила ихъ—съ минутой и исчезли они, и кто

теперь взглянетъ на эти увядппе, высохпие и

выдохппеся цветы, кто питается ими, кроме

техъ, кому сама природа назначила въ пищу—

сено?... Кто такое теперь колоссальный гешй—

Викторъ Гюго? —Человеки, у котораго когда-

то были блестящи! таланта,—человеки, ко­

торый написалъ несколько прекрасныхъ ли-

рическихъ стихотворешй вместе съ мяоже-

ствомъ посредственныхъ и плохихъ, и кото­

раго лирическая иоэзы, взятая какъ нечто

целое, какъ отдельный мщъ творчества,

чужда всякаго характера, воякаго значены,

всякаго общаго паеоса. Что такое его пре-

прославленная „N o tre D am e de P a r is “?

Тяжелый плодъ напряженной фантазы, to u r

de force блестящаго дарованы, которое раз­

дувалось и пыжилось до renia; пестрая и ли­

шенная всякаго единства картина ложныхъ

подожешй, ложныхъ страстей и ложныхъ

чувствъ; океанъ изящной риторики, дикихъ

мыслей, нагянутыхъ фразъ, словомъ,—всего,

чтб способно приводить въ бешеный вое-