Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  677 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 677 / 734 Next Page
Page Background

579

СОЧИНЕНЫ В. Г. БЬЛИНСКАГО.

580

говорите о развиты промышленности, горо-

довъ— и далее не идутъ; вторыя понимаютъ

вопросъ наоборотъ, снизу вверхъ, и скромно

ограничиваются на первый случай почвой,

думая, что, прежде всего не обработавши,

не сделавши ея способной давать плоди,

нечего заботиться о плодахъ, а это почва

для нихъ— народъ. Другими словами, по-

слЬднш думаютъ только о тйхъ плодахъ, ко­

торые родятся подъ открытымъ небомъ, и

мало толку видятъ въ произведеныхъ оран­

жерей и теплицъ.

Но теперь явилась у насъ особая порода

мистическихъ философовъ, основывающихъ

свое уч е те на идей народности и народа.

Что многочисленнМппй и низппй классъ

въ государстве, обыкновенно называемый на-

родомъ, въ противоположность обществу,

подъ которымъ разумеются среднее и выс­

шее сословш, есть хранитель сущности духа

народной жизни,— это истина несомненная.

Народъ— сила охранительная, консерватив­

ная; и потому во всякой коренной реформе,

касающейся всего государства, только то

действительно, что проникнетъ и въ пародъ.

Своей инстинктивной преданностью преда­

нно, обычаю, привычке онъ противится вся­

кому движенш впередъ, всякому успеху, и

медленно съ упоротвомъ поддается натиску

врывающихся къ нему сверху нововведетй.

Этимъ онъ, съ одной стороны, предохраняетъ

само общество отъ произвольныхъ уклоне-

Н1Й

отъ нормы народной жизни, ибо нико­

гда не приметъ ничего несвойственнаго и,

стало быть, вреднаго ей; съ другой— делаете

прочными всё результаты историческаго раз­

витш, которыхъ не можетъ не принять. Не­

посредственное начало есть уеловы всего

живого, и все сознательное и искусственное,

чтобъ быть действительнымъ, а не прязрач-

нымъ, должно иметь свои корни въ непо-

средственномъ. Но все непосредственное труд­

но для определены и яснее понимается

чуветвомъ, какимъ-то инстинктомъ, нежели

умомъ. Оттого ребенокъ всегда больше за­

гадка, нежели взрослый человекъ. Оттого

стихш народной жизни, то, чтб называется

народностью, нащональностью, никогда не

можетъ быть выговорена несколькими сло­

вами. Но наши мистическы философы, о

которыхъ мы заговорили, думаютъ, что они

вполне разгадали и постигли тайну русской

народности, на долю которой, по ихъ мне-

нпо, достались любовь и синтезисъ въ по-

нимаши и образе жизни, такъ же, какъ на

долю Запада, въ отличы отъ насъ, достались

вражда, анализъ и отрицаше. Хотя некото­

рые изъ нихъ и принимаютъ реформу Пе­

тра за необходимую, но это только увеличи­

ваете путаницу и противореча ихъ мисти­

ческой теорш, потому что норма нашей жи­

зни, по ихъ убежденно, только въ народе, и

при томь преимущественно въ пароде до

эпохи монгольскаго ига. Народъ для нихъ,

стало быть, высшее откровены всякой исти­

ны, касающейся до сущности и формы на­

шей государственной жизни. Стоите только

делать всемъ то, что делаете народъ, не

отставать отъ него ни въ чемъ— и все пой­

дете хорошо, больше не о чемъ будете за­

ботиться. Само собою разумеется, что вся­

кая попытка на распространена просвеще­

ны и образованы въ народе въ ихъ гла-

захъ есть ни больше, ни меньше, какъ свя­

тотатственное посягательство на здоровье и

честь народной жизни. Воте до какой не­

лепости можетъ довести людей самая исти­

на, если она понята пми односторонне. Ис­

точники этого забдуждешя заключается имен­

но въ томъ пониманш народа, которое мы

сами сейчасъ высказали, и на которое эти

господа съ торжествомъ могли бы указать,

какъ на свое оправданы. Но это только

одна сторона предмета. Мы не знаемъ до­

селе ни одного народа, котораго развиты и

ходъ впередъ не были бы основаны на раз­

делены народной жизни на народъ и обще­

ство. Этого разделены ийта у азктскихъ

коснеюгцихъ народовъ, ибо у нихъ разделя-

ютъ народъ касты, привилепи, но не про­

свещены и образованы. Начиная съ гре-

ковъ, родоначальниковъ европейской циви-

лизацш, у всехъ европейскихъ народовъ

высппя сословш были представителями об­

разованы и просвещены, по крайней мйре

везде то и другое начиналось съ нихъ и

отъ нихъ гало къ народу. Безъ этихъ выс-

шихъ сословШ, которымъ обезпеченное по­

ложены и присвоенный права давали воз­

можность обратить свою деятельность на

предметы умственные, народы навсегда оста­

лись бы на первобытной степени ихъ патршр-

хальнаго быта. Ученые и художники большей

частью везде выходили изъ народа, но не къ на­

роду обращались они. Правда, во времена все-

общаго невежества, напримеръ, въ мрачной

ночи среднихъ вековъ, ученые въ особен­

ности составляли особою касту, равно чуж­

дую и народу, и обществу, и съ той и съ

другой стороны могли ожидать для себя

только обвинены въ чернокнижничестве и

костра. Но когда мракъ невежества началъ

развеиваться, къ кому обратились служи­

тели науки? кто приняли въ нихъ участы?—

Средны и выспгы сословш, а не народъ.

, Что касается до искусствъ, они всегда су­

ществовали и поддерживались высшими со­

сновыми. Стало быть, это разделены народа

на классы было необходимо для развитая

человечества. Личность вне народа есть

призраки, но и народъ вне личности есть

тоже призраки. Одно условливается другими.