Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  680 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 680 / 734 Next Page
Page Background

685

II. Б И Б Л 1 0 Г Р А Ф 1 Я .

586

утвержденные отрывки изъ Корнеля, Расина,

Вернардена де-Сенъ-Пьера, прозу Карамзи­

на, стихи Ломоносова, Державина и (съ не-

давняго времени) нисколько стиховъ Пушки­

на. Это же почти выучиваютъ и девицы.

Но мы сдЬлаемъ здесь одинъ вопросъ: что

читаютъ дбвицы, когда он"Ь бракомъ осво­

бождаются отъ надзора родительскаго, и мо­

лодые люди, когда они сходятъ съ учени-

ческихъ скамеекъ и занимаютъ места въ

обществе?—Отъ нихъ скрывали или по

крайней м£р£ имъ мало говорили о томъ, что

делается въ литературе въ настоящее время,

они жили посреди писателей ХУП и XVIII

вековъ, посреди той жизни, которая была до­

ступна этимъ писателямъ, и вдругъ после

того встуцаютъ въ жизнь настоящаго вре­

мени и въ литературу этой же эпохи. Имъ

говорили, что новМппе романы пишутъ

зловредно, обольстительно, пагубно для нрав­

ственности; хорошо, они были съ этимъ со­

гласны, пока имъ не надоели старинные

писатели и пока они сами не вступили въ

жизнь. Но какъ они только восходятъ на это

новое поприще, ихъ, неприготовленныхъ, со­

вершенно обхватываетъ и общество съ сво­

ими светскими требованшми, и литература

съ своими новыми интересами, о которыхъ

они мало слыхали. Умъ ихъ еще свЬжъ и

гибокъ, уб'Ьждешя изменчивы, и новые пи­

сатели, какъ ихъ ни брани, им'Ьютъ въ себ'Ь

много блестящихъ сторонъ, которыми трудно

не увлечься. Нто имъ делать? какъ отличить

истину отъ лжи, софизмъ отъ прямого до­

казательства? Справиться съ теми писате­

лями, которыхъ они учили въ школе, съ

тЬми наставленшми, который имъ дЬлалъ

учитель? Но писатели эти говорятъ совсЬмъ

о другихъ нредметахъ, герои Корнеля и Ра-

сива, правда, чувствовали благородно, но

были совсбмъ въ другихъ положеншхъ, чЬмъ

герои нашего шра; это все были величе­

ственный фигуры древняго Рима и Грещи,

а не нашей прозаической эпохи. Какъ же

быть: оправдывать и соглашаться съ рома­

нами, или отвергать и не соглашаться съ

ними? Идеальные герои Вернардена де-Сенъ-

Пьера такъ далеко жили отъ земли, что ихъ

не могли даже смущать интересы земные.

Стихи Ломоносова и Державина до того воз­

вышенны и торжественны, что могутъ отно­

ситься только къ событшмъ государствен-

нымъ, а не къ бЬднымъ приключеяшмъ

частнаго лица. Что же делать молодому че­

ловеку или женщин!, вступившей въ света?

Въ немъ безпрестанно говорятъ о новостяхъ

въ литературномъ мще, о вновь вышедшихъ

романахъ; о нихъ спросятъ даже мнЬшя,

следовательно, ихъ нужно непременно про­

честь. Къ этому же влечетъ молодыхъ людей

и та жажда ко всему, чтб запрещается въ

школе или по крайней мере дозволяется съ

большими оговорками. Интересъ и важность

романа преувеличиваются воображешемъ, и

когда, наконецъ, достуцъ къ нимъ сделается

легокъ, тогда-то молодые люди предаются

имъ со всей необузданностью, со всей дове­

ренностью молодости и неопытности; и где

же те плоды, которые старались собрать ро­

дители и воспитатели отъ исключительнаго

воспитанш одними старинными писателями!

Вдшше романовъ всегда было чрезвычайно

велико и часто вредно отъ этихъ причинъ.

Посмотрите на молодыхъ людей, получив-

шихъ такое воспиташе во время оно, когда

писала Радклифъ. Они бросались на чтеше

этихъ страшныхъ романовъ съ какой-то

яростью, и по прочтенш видели м1ръ не та-

кимъ, какъ онъ существуете въ самомъ деле,

а мщъ, наполненный страшилищами, приви-

деншми, разбойниками; имъ страшно было

ходить вечеромъ, не только ночью, страшно

было сидеть однимъ въ комнате, страшно

было переехать изъ города въ городъ. По­

смотрите нотомъ на другихъ молодыхъ лю­

дей, которые выступили въ света, когда

мадамъ Жанлисъ и Ричардсонъ начали на­

кидывать на мфъ сентиментальную сеть под-

дельныхъ чувствъ и нежностей: они, моло­

дые люди, были нежны, чрезвычайно нежны...

но после несколькихъ лета, вступивъ въ

зрелый возраста, делались жестоки и суровы,

дрались и ругались, какъ будто для нихъ не

существовало нежныхъ романовъ... Тогда

они ихъ называли уже глупостью. Та же

исторш съ Байрономъ, худо понягымъ и

вкривь перетолкованнымъ такими молодыми

людьми, которые выходили изъ школъ прямо

разочарованными... Все эти писатели были

вредны, потому что ихъ толковали по-сво

ему молодые люди, которые до того времени

не слыхивали о ихъ существованш, а нотомъ

на-слово начинали имъ верить и подражать

въ жизни тому, чтб вычитывали въ рома­

нахъ,. ноэмахъ и драмахъ. Ведь правда же,

что после перваго представлешя «Разбой-

никовъ» несколько молодыхъ людей пошли

въ леса промышлять по образцу героевъ

Шиллера. Ведь теперь этого, слава Богу,

нетъ; а отчего? Оттого, что мы рано узна-

емъ эту трагедш, чтб намъ ее объясняютъ

наставники и показываютъ, чтб въ ней истин­

но и что поддельно.

Каше же романы можно и должно читать

начинающимъ? Если вы хотите знать жизнь,

—а романъ есть самая свободная форма, въ

которой она выражается, — то читайте ро­

маны, въ которыхъ эта жизнь выражается

прямо, безъ прикрасъ, безъ натяжекъ сенти­

ментальности, безъ утошй разстроеннаго во-

ображенш. Молодымъ' людямъ, начинавшимъ

чтеше, всегда советывали читать Вальтеръ-