685
II. Б И Б Л 1 0 Г Р А Ф 1 Я .
586
утвержденные отрывки изъ Корнеля, Расина,
Вернардена де-Сенъ-Пьера, прозу Карамзи
на, стихи Ломоносова, Державина и (съ не-
давняго времени) нисколько стиховъ Пушки
на. Это же почти выучиваютъ и девицы.
Но мы сдЬлаемъ здесь одинъ вопросъ: что
читаютъ дбвицы, когда он"Ь бракомъ осво
бождаются отъ надзора родительскаго, и мо
лодые люди, когда они сходятъ съ учени-
ческихъ скамеекъ и занимаютъ места въ
обществе?—Отъ нихъ скрывали или по
крайней м£р£ имъ мало говорили о томъ, что
делается въ литературе въ настоящее время,
они жили посреди писателей ХУП и XVIII
вековъ, посреди той жизни, которая была до
ступна этимъ писателямъ, и вдругъ после
того встуцаютъ въ жизнь настоящаго вре
мени и въ литературу этой же эпохи. Имъ
говорили, что новМппе романы пишутъ
зловредно, обольстительно, пагубно для нрав
ственности; хорошо, они были съ этимъ со
гласны, пока имъ не надоели старинные
писатели и пока они сами не вступили въ
жизнь. Но какъ они только восходятъ на это
новое поприще, ихъ, неприготовленныхъ, со
вершенно обхватываетъ и общество съ сво
ими светскими требованшми, и литература
съ своими новыми интересами, о которыхъ
они мало слыхали. Умъ ихъ еще свЬжъ и
гибокъ, уб'Ьждешя изменчивы, и новые пи
сатели, какъ ихъ ни брани, им'Ьютъ въ себ'Ь
много блестящихъ сторонъ, которыми трудно
не увлечься. Нто имъ делать? какъ отличить
истину отъ лжи, софизмъ отъ прямого до
казательства? Справиться съ теми писате
лями, которыхъ они учили въ школе, съ
тЬми наставленшми, который имъ дЬлалъ
учитель? Но писатели эти говорятъ совсЬмъ
о другихъ нредметахъ, герои Корнеля и Ра-
сива, правда, чувствовали благородно, но
были совсбмъ въ другихъ положеншхъ, чЬмъ
герои нашего шра; это все были величе
ственный фигуры древняго Рима и Грещи,
а не нашей прозаической эпохи. Какъ же
быть: оправдывать и соглашаться съ рома
нами, или отвергать и не соглашаться съ
ними? Идеальные герои Вернардена де-Сенъ-
Пьера такъ далеко жили отъ земли, что ихъ
не могли даже смущать интересы земные.
Стихи Ломоносова и Державина до того воз
вышенны и торжественны, что могутъ отно
ситься только къ событшмъ государствен-
нымъ, а не къ бЬднымъ приключеяшмъ
частнаго лица. Что же делать молодому че
ловеку или женщин!, вступившей въ света?
Въ немъ безпрестанно говорятъ о новостяхъ
въ литературномъ мще, о вновь вышедшихъ
романахъ; о нихъ спросятъ даже мнЬшя,
следовательно, ихъ нужно непременно про
честь. Къ этому же влечетъ молодыхъ людей
и та жажда ко всему, чтб запрещается въ
школе или по крайней мере дозволяется съ
большими оговорками. Интересъ и важность
романа преувеличиваются воображешемъ, и
когда, наконецъ, достуцъ къ нимъ сделается
легокъ, тогда-то молодые люди предаются
имъ со всей необузданностью, со всей дове
ренностью молодости и неопытности; и где
же те плоды, которые старались собрать ро
дители и воспитатели отъ исключительнаго
воспитанш одними старинными писателями!
Вдшше романовъ всегда было чрезвычайно
велико и часто вредно отъ этихъ причинъ.
Посмотрите на молодыхъ людей, получив-
шихъ такое воспиташе во время оно, когда
писала Радклифъ. Они бросались на чтеше
этихъ страшныхъ романовъ съ какой-то
яростью, и по прочтенш видели м1ръ не та-
кимъ, какъ онъ существуете въ самомъ деле,
а мщъ, наполненный страшилищами, приви-
деншми, разбойниками; имъ страшно было
ходить вечеромъ, не только ночью, страшно
было сидеть однимъ въ комнате, страшно
было переехать изъ города въ городъ. По
смотрите нотомъ на другихъ молодыхъ лю
дей, которые выступили въ света, когда
мадамъ Жанлисъ и Ричардсонъ начали на
кидывать на мфъ сентиментальную сеть под-
дельныхъ чувствъ и нежностей: они, моло
дые люди, были нежны, чрезвычайно нежны...
но после несколькихъ лета, вступивъ въ
зрелый возраста, делались жестоки и суровы,
дрались и ругались, какъ будто для нихъ не
существовало нежныхъ романовъ... Тогда
они ихъ называли уже глупостью. Та же
исторш съ Байрономъ, худо понягымъ и
вкривь перетолкованнымъ такими молодыми
людьми, которые выходили изъ школъ прямо
разочарованными... Все эти писатели были
вредны, потому что ихъ толковали по-сво
ему молодые люди, которые до того времени
не слыхивали о ихъ существованш, а нотомъ
на-слово начинали имъ верить и подражать
въ жизни тому, чтб вычитывали въ рома
нахъ,. ноэмахъ и драмахъ. Ведь правда же,
что после перваго представлешя «Разбой-
никовъ» несколько молодыхъ людей пошли
въ леса промышлять по образцу героевъ
Шиллера. Ведь теперь этого, слава Богу,
нетъ; а отчего? Оттого, что мы рано узна-
емъ эту трагедш, чтб намъ ее объясняютъ
наставники и показываютъ, чтб въ ней истин
но и что поддельно.
Каше же романы можно и должно читать
начинающимъ? Если вы хотите знать жизнь,
—а романъ есть самая свободная форма, въ
которой она выражается, — то читайте ро
маны, въ которыхъ эта жизнь выражается
прямо, безъ прикрасъ, безъ натяжекъ сенти
ментальности, безъ утошй разстроеннаго во-
ображенш. Молодымъ' людямъ, начинавшимъ
чтеше, всегда советывали читать Вальтеръ-