58 7
С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКАГО.
588
Скотта, на какомъ же ото основанш, какъ
не на томъ, что въ иихъ, какъ въ зеркале,
вы видите прошедпйй бытъ народа. Если
спросите, кого изъ нашпхъ романистовъ
можно дать въ руки молодому человеку, не
опасаясь всйхъ вредныхъ посдйдствй одно
сторонности и поддельности, вамъ укажутъ
на Лажечникова, опять по той же самой при
чине. Поэтому мнопе говорятъ, что моло
дыми людямъ можно читать только одни ро
маны и с т о р и ч е с к и . Совершенно неспра
ведливо; отчего же они не могутъ читать
романа, въ которомъ отразилась настоящая
жизнь со всйхъ сторонъ: отчего, напримйръ,
разный сочиленш Гоголя, Пушкина и Лер
монтова не могуть читать и выучивать вей
и каждый наизусть? Если можно читать ро
маны, въ которыхъ отразилась прошедшая
жизнь, то также можно читать романы, въ
которыхъ вы видите настоящую жизнь. Да
лее, по нашему мнйтю, гораздо лучше по
зволять читать романы, въ которыхъ видна
односторонность писателя,— но съ тймъ, что
бы при этомъ наставникъ поясняли, что
ложно и не согласно съ действительностью,
—нежели совеймъ не позволять ихъ читать,
потому что впослйдствш, когда молодой че
ловеки, избавившись отъ учительской фе
рулы, добудетъ такой романъ, а они непре
менно его добудетъ, они прочтетъ его и на
слово увйруетъ въ справедливость разсказа,
въ непогрешимость действующихъ лицъ и
даже постарается подражать одному изъ ге-
роевъ, который ему преимущественно понра
вится. На это скажутъ, что романъ, въ ко
торомъ отразилась действительная жизнь во
всей ея наготе, съ ея радостями и бедстви
ями, богатствомъ и нищетой, успехами и
страданшми, что такая жизнь можетъ очер
ствить сердце молодого человека, и очерствить
преждевременно. Не знаемъ, правда ли это,
но мы позводимъ себе сделать вопроси; что
же лучше,—узнать жизнь скорее и прямей
шими путемъ, или прежде выучиться заблу-
жденшмъ, а потоми въ нихъ разуверяться
съ каждыми днемъ, съ опытностью, до того
же времени прожить поди влшшемъ фаль-
шивыхъ убйжденШ, сентиментальности, фан-
тастическихъ бредней, быть смешными не
которое время въ обществе, фантазировать
и мечтать какъ герои Жанлисъ, Ричардсона,
какъ «.Бедная Лиза» Карамзина? Вей романы
въ этомъ родй нужно позволять читать, но
при этомъ объяснить, какъ много въ нихъ
фалыниваго и какъ мало правды.
I