573
II.
В П Б Л I О Г Г А Ф I Я.
574
язштца. Если Азш суждено въ будущемъ
цивилизоваться, то, вероятно, не иначе, какъ
путемъ завоевания; надобно, чтобы европей
ское войско, завоевавшее азиатскую страну,
смешалось съ туземцами, и отъ этого смй-
тпешя произошло бы новое ноколйше своего
рода креоловъ. Въ наше время самое стран
ное и удивительное явдеше въ Азш есть
безъ всякаго сомнйшя Китай. Вотъ что го-
воритъ объ этомъ предмете почтенный отецъ
1акиноъ въ предисловии къ своей кингй:
„Въ наше время—безпрерывныхъ нововведе-
шй въ жизни народовъ, какъ въ ЕврошЬ, такъ
и на запад* Азш, существуетъ государство,
которое, по своей противоположности во всемъ
съ прочими государствами, составляетъ редкое,
загадочное явлеше въ политическомъ мщЪ.
Это—Китай, въ которомъ видимъ все то же, что
есть у насъ, и въ то же время видимъ, что все
это не такъ, какъ у насъ. Тамъ люди такъ же
говорятъ, но только не словами, а звуками,
которые сами по
себЪ,
порознь взятые, не имЪ-
ютъ определенна™ смысла. Тамъ имЪготъ и
письмо, но пишутъ не буквами слагаемыми, а
условными знаками, изъ которыхъ каждый
представляетъ въ себе не выговоръ слова, а
поняпе о вещи; въ письме порядокъ строкъ
ведутъ отъ правой руки къ левой, но пишутъ
не поперекъ, а сверху внизъ, и книгу начина-
ютъ на той странице, на которой у насъ окан-
чиваютъ ее. Однимъ словомъ, тамъ много на
ходится вещей, которыя и мы имеемъ, но тамъ
все въ другомъ виде.
Китай еще непонятнее для насъ въ другихъ
противоположностяхъ. Коснемся ли его просвЪ-
щетя —китайцы имеютъ свою словесность и
науки, и думаютъ, что они просвещеннее всехъ
народовъ въ свете. Въ некоторыхъ случаяхъ
можно было бы согласиться съ ними, потому что
въ Китае каждый ученый, сверхъ основатель
ности въсужденш о вещахъ,основательно знаетъ
все, что ему нужно на поприще государствен
ной службы. Но, съ другой стороны, китаецъ по
странному народному самолюбие», ничего не хо-
четъ знать, да и не знаетъ ничего, что находится
и что происходить за пределами его отечества.
Видя на канифасе ярославскШ гербъ съ медве-
демъ, стоящимъ на заднихъ ногахъ съ алебар
дой на плече, онъ отъ всего сердца верить, что
эта ткань выходить изъ государства, жители
коего имеютъ собачьи головы. Обратимъ ли вни-
маше на законы Китая—они сорокъ вековъ про
ходили сквозьгорнило опытовъ и вылились столь
близки къ истиннымъ началамъ народоправле-
т я , что даже образованнЪйпия государства мог
ли бы кое-что заимствовать изъ нихъ, Со всемъ
темъ некоторый злоупотребленш столь сильно
укоренились, что правительство, вместо истре-
бленш оныхъ, только старается разными мерами
облегчить зло,—неотвратимое последствш техъ
злоупотребленШ. “
Вглядитесь въ устройство этого стран-
яаго государства,—и вамъ съ перваго вгля-
да можетъ показаться, что это какое-то
исключеше изъ общаго порядка азштской
жизни, что у него вйтъ ничего общаго съ
другими азштскими государствами (за исклю-
чешемъ Японш), что, наконецъ, это чисто
европейское государство. Въ немъ ничего
нйтъ оставленнаго на произволъ судьбы и
людей, вей отношенш определены, вей юри
дически случайности предупреждены и об
суждены, на все существуютъ положительные
законы; машина администращи самая много
сложная и вмйстй съ тймъ правильная,
строго систематическая; законы нерйдко отзы
ваются чедовйколюбшмъ и, повидимому, пред-
ставляютъ вйрныя гарантш жизни, чести и
благоеостояшю частныхъ людей вейхъ зва-
шй, отъ высшихъ до низшихъ. Ддя этого
есть выспия инстанцш и право апелляцш;
за ходомъ правосудш въ провинцшхъ наблю-
даютъ прокуроры, а въ столпцй—прокурор
ская палата и самъ императоръ. Какъ въ
государствахъ европейскихъ, въ Китай суще
ствуютъ министерства, на коллеиальномъ
положении: председатель палаты каждой от
дельной вйтви администращи есть министръ.
Взгляните теперь на Катай въ дру
гомъ отношенш. Право на гражданина
должности даетъ тамъ не рождете, не при-
вилепя, а наука и образована. Каждый, за-
нимающШ сколько-нибудь значительную дол
жность, есть непременно ученый; ничему не
учивппйся не можетъ занимать никакой
должности. Экзамены студентовъ есть дйло
государственное. Съ какой стороны ни взгля
ните на это дивное государство—ничего
азштскаго, Еврона, да и только!
Но, увы, это только миражъ, разлетаю
щейся прежде, чймъ вглядишься въ него!
Это такой же призракъ, какъ и политическое
могущество Китая, который съ 400.000.000
жителей ничего не могъ сделать противъ
3.000 анпнйскаго войска. Вей эти законы
и гарантии хороши только на бумаге, а на
дйлй служатъ только къ обогащение беру-
щпхъ взятки и утйсненш дагощихъ взятки.
Китай безъ всякаго сомнйшя образован
нейшее азштское государство, но азштское
въ нолномъ смыслй этого слова... Государ
ственные чины, совйты,—все это пустая
формальность; тутъ главное—церемонии. Са
мая вйрная гарантш при судопроизводстве—
взятки. Этого не могъ скрыть даже почтен
ный отецъ 1акинеъ, вообще какъ нельзя
нежнее расположенный въ пользу поднебес-
наго государства. Напримйръ, говоря о лыт-
кахъ (варварскихъ и утонченно жестокихъ),
опъ прибавляетъ для смягченш эффекта:
«Но ein пытки употребляются въ такомъ
только случай, когда въ важиомъ какомъ-
либо дйлй вей улики говорятъ противъ пре
ступника или преступницы, а они упорству-
ютъ въ признанш». Хорошо оправдаше!
Нйтъ, уже, по нашему мнйнпо, гораздо лучше
пытка безъ изъят] й; по крайней мйрй дйло
наголо, искренно,—знаешь, чего держаться!
Чиновники отъ 1-го до 6-го класса подвер
гаются пытке только съ разрйшенш госу-