Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  675 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 675 / 734 Next Page
Page Background

675

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЬЛИНСКАГО.

57Й

даря. «Иногда—добродушно замечаетъ по­

чтенный отецъ 1акинеъ—судьи, п о с в о е м у

п р о и з в о л у , употребляютъ разный ма л о ­

в а ж н ы й пытки». Уто «иногда»— словцо не­

большое, а много значить: именно ни боль­

ше, ни меньше, какъ то, что подсудимый

есть безответная и беззащитная жертва судьи,

и

если имеетъ средства, не пожалеетъ ни­

какой «взятки», чтобъ иногда избавить себя

отъ

пытки, м а л о в а ж н о й совсймъ не для

того, кто ей подвергается... Легко сказать:

«маловажная пытка!» когда пытаютъ ею не

насъ... Шлъ, не легко, или если легко, то

не для всякаго, сказать такое ужасное сло­

во! Судьи за неправосудш подвергаются су­

ду, ихъ не дерутъ п л а н к о й (чудесный

инструментъ, обстоятельно описанный почтен-

нымъ отцомъ 1акинеомъ), а наказЫваютъ

понижетемъ чина, вычетомъ изъ жалованья,

отставкой, ссылкой, смертной казнью, а по

спинй лупятъ только въ экстренныхъ слу-

чаяхъ. Но чтб это за гарантш? Низшихъ

чиновниковъ судятъ высппе— рука руку мо-

етъ, обе чисты бываютъ, а не то— испра­

влена, но не за вину, а за непредставле-

юе достаточныхъ доказательствъ невинности

золотыми и серебряными слитками. Взяточ­

ничество— основа китайскаго судопроизвод­

ства. Тамъ это уже не злоупотреблеше, не

пороки, не язва общеетвеннаго тйла (язва

можетъ быть только на здоровомъ теле, а

не на такомъ. которое все—язва). Сведешй

по этой части рекомендуемъ искать не въ

книгахъ почтеннаго отца 1акинеа (онъ толь­

ко вскользь и въ общихъ выражешяхъ го­

ворить объ этой части), а въ неболыпихъ

статьяхъ, печатавшихся въ «Отечественныхъ

Запискахъ» 1841— 1843 годовъ, подъ за-

главюмъ «Поездка въ Китай» псевдонима

Дэ-мина. Это человекъ, прожившей въ Китае

шесть летъ и знаюпцй китайсюй языкъ и

китайскую грамоту, но съ понятшми и взгля­

дами вовсе не китайскими. Почтенный отецъ

1акинеъ показываетъ намъ более Китай

оффищальный, въ мундире и съ церемо-

ншми: Дэ-минъ показываетъ намъ более Ки­

тай въ его частной жизни, Китай у себя

дома, въ халате на-распагаку. Дэ-минъ ни­

чего не скрываетъ; человекъ болтливый и

откровенный, онъ не держался русской по­

словицы— «изъ избы сору не выносить», и

разсказалъ намъ, что все важныя места въ

Китае на откупу, т. е. даются «за взятки».

Вотъ его собственный слова: «можетъ, вы

спросите, где взять бедному задолжавшему

чиновнику такую значительную сумму на

получеше места и—чтб еще важнее—на

уплату всехъ долговъ передъ выйздомъ изъ

столицы, равно и на то, чтобы пргЬхать къ

мйсту новаго служенш съ должной важ­

ностью? Но вы не знаете Китая, великаго

Китая, съ его 400.000.000 населешя, если

думаете, что въ 4000 летъ его существо­

вания такая важная отрасль государствен-

наго управлешя, какъ взяточничество, не

приведена тамъ въ надлежащую систему.»

Затемъ онъ разсказываетъ, что въ Пекине

есть ростовщики, которые заплатятъ и долги

чиновника, и цйну места, и дадутъ денегъ

на дорогу, разумеется, за страшные процен­

ты; а ростовшикамъ выплачиваютъ подчи­

ненные новаго «правосуднаго» чиновника

т. е. иногда цйлыя провинщи.

Исчислеше родовъ китайскихъ преступле­

н а даже у почтеннаго отца Гакинеа хоть

кого приведутъ въ ужасъ: о безчелор/Ьчш

казней нечего и говорить. Все это свидб-

тельствуетъ о нравственности народа. Лице-

мйрш, лукавство, ложь, притворство, униже­

т е — натура китайца. И какъ быть иначе

тамъ, гдё церемошя поглощаетъ всю духов­

ную жизнь народа, где младний непременно

долженъ удивляться уму и добродетели стар-

шаго, хотя бы тотъ былъ глупее осла и

гр4шнее козла? Вся жизнь китайца, словно

пеленками, связана церемошями. Становить­

ся на колени и бить поклоны— это его свя­

щенная обязанность. Кто за гибки должны

быть хребты у этого народа! Храбрость ки­

тайца известна всему мщу: это урожденный

трусъ. Китайское войско можетъ съ успе-

хомъ воевать только разве съ китайскимъ

же войскомъ. Слабость правительства про­

стирается до того, что оно трепещетъ мор-

скихъ разбойниковъ изъ собственныхъ под-

данныхъ и, чтобы предохранить себя отъ

нихъ, стесняетъ морскую торговлю и част­

ное мореходство. О китайской учености не­

чего и говорить: даже самъ почтенный отецъ

1акинеъ о ней очень невысокаго мнбяш.

Куда ни обернись, всюду миражи и призра­

ки. Китай сиденъ, но держится пока— съ

севера миролгобнмъ Росши, а съ юга— бо­

язнью Англш обременять себя дальнейшими

завоеваюями...

Откуда эти противореча, где ихъ источ-

никъ? Китай— страна неподвижности; вотъ

ключъ къ разгадке всего, что въ немъ есть

загадочнаго, страннаго. Тутъ ничего нетъ,

проникнутаго идеей государственнаго и на-

роднаго развитш; все держится на закосне-

домъ обычай.

Книга почтеннаго отца 1акинеа— истин­

ное сокровище для ученыхъ, по богатству

важныхъ фактовъ. Она можетъ до извест­

ной степени годиться и для публики, несмо­

тря на ея слогъ и изложеше, несмотря на

то, что первая часть, въ память преслову-

таго на Руси мужа Михайлы Меморскаго,

написана въ форме вопросовъ и ответовъ.

Но главный ея недостатокъ— замашки авто­

ра делать параллели между Европой и Ки-