675
С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЬЛИНСКАГО.
57Й
даря. «Иногда—добродушно замечаетъ по
чтенный отецъ 1акинеъ—судьи, п о с в о е м у
п р о и з в о л у , употребляютъ разный ма л о
в а ж н ы й пытки». Уто «иногда»— словцо не
большое, а много значить: именно ни боль
ше, ни меньше, какъ то, что подсудимый
есть безответная и беззащитная жертва судьи,
и
если имеетъ средства, не пожалеетъ ни
какой «взятки», чтобъ иногда избавить себя
отъ
пытки, м а л о в а ж н о й совсймъ не для
того, кто ей подвергается... Легко сказать:
«маловажная пытка!» когда пытаютъ ею не
насъ... Шлъ, не легко, или если легко, то
не для всякаго, сказать такое ужасное сло
во! Судьи за неправосудш подвергаются су
ду, ихъ не дерутъ п л а н к о й (чудесный
инструментъ, обстоятельно описанный почтен-
нымъ отцомъ 1акинеомъ), а наказЫваютъ
понижетемъ чина, вычетомъ изъ жалованья,
отставкой, ссылкой, смертной казнью, а по
спинй лупятъ только въ экстренныхъ слу-
чаяхъ. Но чтб это за гарантш? Низшихъ
чиновниковъ судятъ высппе— рука руку мо-
етъ, обе чисты бываютъ, а не то— испра
влена, но не за вину, а за непредставле-
юе достаточныхъ доказательствъ невинности
золотыми и серебряными слитками. Взяточ
ничество— основа китайскаго судопроизвод
ства. Тамъ это уже не злоупотреблеше, не
пороки, не язва общеетвеннаго тйла (язва
можетъ быть только на здоровомъ теле, а
не на такомъ. которое все—язва). Сведешй
по этой части рекомендуемъ искать не въ
книгахъ почтеннаго отца 1акинеа (онъ толь
ко вскользь и въ общихъ выражешяхъ го
ворить объ этой части), а въ неболыпихъ
статьяхъ, печатавшихся въ «Отечественныхъ
Запискахъ» 1841— 1843 годовъ, подъ за-
главюмъ «Поездка въ Китай» псевдонима
Дэ-мина. Это человекъ, прожившей въ Китае
шесть летъ и знаюпцй китайсюй языкъ и
китайскую грамоту, но съ понятшми и взгля
дами вовсе не китайскими. Почтенный отецъ
1акинеъ показываетъ намъ более Китай
оффищальный, въ мундире и съ церемо-
ншми: Дэ-минъ показываетъ намъ более Ки
тай въ его частной жизни, Китай у себя
дома, въ халате на-распагаку. Дэ-минъ ни
чего не скрываетъ; человекъ болтливый и
откровенный, онъ не держался русской по
словицы— «изъ избы сору не выносить», и
разсказалъ намъ, что все важныя места въ
Китае на откупу, т. е. даются «за взятки».
Вотъ его собственный слова: «можетъ, вы
спросите, где взять бедному задолжавшему
чиновнику такую значительную сумму на
получеше места и—чтб еще важнее—на
уплату всехъ долговъ передъ выйздомъ изъ
столицы, равно и на то, чтобы пргЬхать къ
мйсту новаго служенш съ должной важ
ностью? Но вы не знаете Китая, великаго
Китая, съ его 400.000.000 населешя, если
думаете, что въ 4000 летъ его существо
вания такая важная отрасль государствен-
наго управлешя, какъ взяточничество, не
приведена тамъ въ надлежащую систему.»
Затемъ онъ разсказываетъ, что въ Пекине
есть ростовщики, которые заплатятъ и долги
чиновника, и цйну места, и дадутъ денегъ
на дорогу, разумеется, за страшные процен
ты; а ростовшикамъ выплачиваютъ подчи
ненные новаго «правосуднаго» чиновника
т. е. иногда цйлыя провинщи.
Исчислеше родовъ китайскихъ преступле
н а даже у почтеннаго отца Гакинеа хоть
кого приведутъ въ ужасъ: о безчелор/Ьчш
казней нечего и говорить. Все это свидб-
тельствуетъ о нравственности народа. Лице-
мйрш, лукавство, ложь, притворство, униже
т е — натура китайца. И какъ быть иначе
тамъ, гдё церемошя поглощаетъ всю духов
ную жизнь народа, где младний непременно
долженъ удивляться уму и добродетели стар-
шаго, хотя бы тотъ былъ глупее осла и
гр4шнее козла? Вся жизнь китайца, словно
пеленками, связана церемошями. Становить
ся на колени и бить поклоны— это его свя
щенная обязанность. Кто за гибки должны
быть хребты у этого народа! Храбрость ки
тайца известна всему мщу: это урожденный
трусъ. Китайское войско можетъ съ успе-
хомъ воевать только разве съ китайскимъ
же войскомъ. Слабость правительства про
стирается до того, что оно трепещетъ мор-
скихъ разбойниковъ изъ собственныхъ под-
данныхъ и, чтобы предохранить себя отъ
нихъ, стесняетъ морскую торговлю и част
ное мореходство. О китайской учености не
чего и говорить: даже самъ почтенный отецъ
1акинеъ о ней очень невысокаго мнбяш.
Куда ни обернись, всюду миражи и призра
ки. Китай сиденъ, но держится пока— съ
севера миролгобнмъ Росши, а съ юга— бо
язнью Англш обременять себя дальнейшими
завоеваюями...
Откуда эти противореча, где ихъ источ-
никъ? Китай— страна неподвижности; вотъ
ключъ къ разгадке всего, что въ немъ есть
загадочнаго, страннаго. Тутъ ничего нетъ,
проникнутаго идеей государственнаго и на-
роднаго развитш; все держится на закосне-
домъ обычай.
Книга почтеннаго отца 1акинеа— истин
ное сокровище для ученыхъ, по богатству
важныхъ фактовъ. Она можетъ до извест
ной степени годиться и для публики, несмо
тря на ея слогъ и изложеше, несмотря на
то, что первая часть, въ память преслову-
таго на Руси мужа Михайлы Меморскаго,
написана въ форме вопросовъ и ответовъ.
Но главный ея недостатокъ— замашки авто
ра делать параллели между Европой и Ки-