Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  683 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 683 / 734 Next Page
Page Background

591

СОЧИНЕНШ В. Г. БИЛИНСКАГО.

592

только сценахн, но все-таки бывалъ удиви-

телеиъ; но не у всякаго станетъ териЬшя

высидеть длинную трагед:ю, дурно разыгры­

ваемую даже главными лицомн, ви надежде

вознаградить себя нисколькими минутами

удовольствии Москвичи любили его, многое

извиняли ему и терпеливо дожидались

его «превращешй» на сцене,—и какъ хо­

роши они были ви этихп «превращеншхп»;

они словно вырастали ви глазахи зрителя,

манеры его мгновенно облагораживались,

лицо и голоси изменялись—точно совсЬмп

другой человеки на сцене, ви глазахи зри­

телей! Ему никогда не удавалось выполнить

ровно свою роль оти начала до конца, т. е.

выполнить ее художнически, артистически,

но ему нередко удавалоеь вппродолжеше

це­

лой роли постоянно держать зрителей поди

неотразимыми обаяшемп техп могуществен-

ныхп и мучительно-сладкихи впечатлешй,

который производила на пихп его страстная,

простая и ви высшей степени натуральная

игра. И ви этой игре бывали неровности и

неболыше промахи; но зритель поди бре-

менеми волновавшихи его ощущеяШ не

успевали приходить ви себя, чтоби ясно

видеть оттенки игры. Иногда Мочаловп бы­

вали превосходени только ви несколькихи

актахи трагедш, иногда ви одномъ, иногда

целая роль его была безпрестанной сменой

паденш возсташеми и возстанш паденшмп;

невозможно исчислить всехп зтихи комби-

нащй удачи си неудачами.

Торжествоми его таланта были «Гамлета»;

бывали они превосходени и ви «Отелло»,

но большей частью только ви трехи послед-

нихи актахи, когда выходить на сцену рев­

ность. Прежде они блистали ви роляхи

Карла Моора и Фердинанда. Сослуживцы его

уверяютъ, что они были удивителени ви

роли Мейнау, ви пьесе Коцебу: «Ненависть

ки людями и раскаянш»; они особенно лю­

били эту роль, охотно и часто играли ее, и

всегда, не ви примерп прочими ролями,

выполняли ее си удивительными совершен-

ствоми си начала до конца, каки истинный

художники, и немнопе могли смотреть безп'

слези на его игру ви этой роли.

Чтобы верно оценить такой таланта, каки

Мочалова, надо было часто * видеть его на

сцене, освоиться си его игрой, изучить ее.

По огромности таланта, Мочаловп были не­

обыкновенными феноменоми; но этоти та­

ланта были чисто природный, нисколько не

развитый ни наукой, ни искуссгвоми, всегда

зависевшей оти вдохновении Конечно, бези

вдохновения нельзя сыграть каки слёдуетп

никакой роли, темп болйе трагической, но

и бези вдохновешя можно играть прилично,

умно, отчетливо. Почти всякая роль начи­

нается довольно холодно и разогревается по

мерЬ хода драмы. Вотъ тути-то особенно

важно для актера не потеряться, испугав­

шись своего внутренняго нерасполиженш ки

игре, но играть си полными присутствшмн

духа; вдохновенш мало-по малу придети са­

мо собой, его вызовутп руконлесканш пуб­

лики; при томи же, играя отчетливо, актерп

невольно входптп ви свою роль и сами себя

разогревает, ею. Но этого еамообладанш

своими средствами актеръ можеги достичь

только усиленными и долговременными изу-

четемп своего искусства. Этого-то изученш

и недоставало Мочалову, чтоби быть истин­

ными чудоми сценическаго искусства. И по­

тому они давно уже шели назади, вместо

того чтобы итти впереди. Ви 1846 году

Мочалова едва узнавали на сцене невидав-

ппе его лйти шесть. Были и тути вспышки,

но уже не прежняго Мочалова; голоси хрип­

лый; страсть еще есть, но ужи средства для

выражешя ея ослабли...

Ви мф'Ь искусства Мочаловп — примЕри

поучительный и грустный. Они доказали со­

бою, что одни природныя средства, каки бы

они ни были огромны, но бези искусства и

науки, доставляютп торжества только вре­

менный, и часто человеки ихи лишается ви

ту эпоху своей жизни, когда бы ими сле­

довало быть ви нолномп ихи развит!и. Мо­

чаловп, каки мы уже сказали, еще довольно

задолго до своей смерти начали ослабевать

ви таланте, и умерп они всего на сороки

восьмоми году оти роду Бшграфичесшя под­

робности о жизни Мочалова читатели най-

дутл ви брошюре поди назвавший: «Воспо-

минанш о П. С. Мочалове», которую ви ско-

роми времени намеренп издать Межевичи.

Межевичи коротко знали Мочалова, они

имеетп его письма, рукописный стихотворе-

шя и даже краткую автобюграфш, вручен­

ную ему Мочаловыми ви 1846 году,—стало

быть, можно си достоверностью предпола­

гать, что брошюра Межевича будети инте­

ресна.