591
СОЧИНЕНШ В. Г. БИЛИНСКАГО.
592
только сценахн, но все-таки бывалъ удиви-
телеиъ; но не у всякаго станетъ териЬшя
высидеть длинную трагед:ю, дурно разыгры
ваемую даже главными лицомн, ви надежде
вознаградить себя нисколькими минутами
удовольствии Москвичи любили его, многое
извиняли ему и терпеливо дожидались
его «превращешй» на сцене,—и какъ хо
роши они были ви этихп «превращеншхп»;
они словно вырастали ви глазахи зрителя,
манеры его мгновенно облагораживались,
лицо и голоси изменялись—точно совсЬмп
другой человеки на сцене, ви глазахи зри
телей! Ему никогда не удавалось выполнить
ровно свою роль оти начала до конца, т. е.
выполнить ее художнически, артистически,
но ему нередко удавалоеь вппродолжеше
це
лой роли постоянно держать зрителей поди
неотразимыми обаяшемп техп могуществен-
ныхп и мучительно-сладкихи впечатлешй,
который производила на пихп его страстная,
простая и ви высшей степени натуральная
игра. И ви этой игре бывали неровности и
неболыше промахи; но зритель поди бре-
менеми волновавшихи его ощущеяШ не
успевали приходить ви себя, чтоби ясно
видеть оттенки игры. Иногда Мочаловп бы
вали превосходени только ви несколькихи
актахи трагедш, иногда ви одномъ, иногда
целая роль его была безпрестанной сменой
паденш возсташеми и возстанш паденшмп;
невозможно исчислить всехп зтихи комби-
нащй удачи си неудачами.
Торжествоми его таланта были «Гамлета»;
бывали они превосходени и ви «Отелло»,
но большей частью только ви трехи послед-
нихи актахи, когда выходить на сцену рев
ность. Прежде они блистали ви роляхи
Карла Моора и Фердинанда. Сослуживцы его
уверяютъ, что они были удивителени ви
роли Мейнау, ви пьесе Коцебу: «Ненависть
ки людями и раскаянш»; они особенно лю
били эту роль, охотно и часто играли ее, и
всегда, не ви примерп прочими ролями,
выполняли ее си удивительными совершен-
ствоми си начала до конца, каки истинный
художники, и немнопе могли смотреть безп'
слези на его игру ви этой роли.
Чтобы верно оценить такой таланта, каки
Мочалова, надо было часто * видеть его на
сцене, освоиться си его игрой, изучить ее.
По огромности таланта, Мочаловп были не
обыкновенными феноменоми; но этоти та
ланта были чисто природный, нисколько не
развитый ни наукой, ни искуссгвоми, всегда
зависевшей оти вдохновении Конечно, бези
вдохновения нельзя сыграть каки слёдуетп
никакой роли, темп болйе трагической, но
и бези вдохновешя можно играть прилично,
умно, отчетливо. Почти всякая роль начи
нается довольно холодно и разогревается по
мерЬ хода драмы. Вотъ тути-то особенно
важно для актера не потеряться, испугав
шись своего внутренняго нерасполиженш ки
игре, но играть си полными присутствшмн
духа; вдохновенш мало-по малу придети са
мо собой, его вызовутп руконлесканш пуб
лики; при томи же, играя отчетливо, актерп
невольно входптп ви свою роль и сами себя
разогревает, ею. Но этого еамообладанш
своими средствами актеръ можеги достичь
только усиленными и долговременными изу-
четемп своего искусства. Этого-то изученш
и недоставало Мочалову, чтоби быть истин
ными чудоми сценическаго искусства. И по
тому они давно уже шели назади, вместо
того чтобы итти впереди. Ви 1846 году
Мочалова едва узнавали на сцене невидав-
ппе его лйти шесть. Были и тути вспышки,
но уже не прежняго Мочалова; голоси хрип
лый; страсть еще есть, но ужи средства для
выражешя ея ослабли...
Ви мф'Ь искусства Мочаловп — примЕри
поучительный и грустный. Они доказали со
бою, что одни природныя средства, каки бы
они ни были огромны, но бези искусства и
науки, доставляютп торжества только вре
менный, и часто человеки ихи лишается ви
ту эпоху своей жизни, когда бы ими сле
довало быть ви нолномп ихи развит!и. Мо
чаловп, каки мы уже сказали, еще довольно
задолго до своей смерти начали ослабевать
ви таланте, и умерп они всего на сороки
восьмоми году оти роду Бшграфичесшя под
робности о жизни Мочалова читатели най-
дутл ви брошюре поди назвавший: «Воспо-
минанш о П. С. Мочалове», которую ви ско-
роми времени намеренп издать Межевичи.
Межевичи коротко знали Мочалова, они
имеетп его письма, рукописный стихотворе-
шя и даже краткую автобюграфш, вручен
ную ему Мочаловыми ви 1846 году,—стало
быть, можно си достоверностью предпола
гать, что брошюра Межевича будети инте
ресна.