58В
СОЧИНЕНШ В. Г. Б'ЫШНСКЛГО.
584
образованный человекъ можетъ возвратить
народу это же самое, у него взятое прюбр’Ь-
теше въ улучшенномъ виде.
Но самъ народъ—лучппй решатель этого
вопроса. Бываетъ въ его жизни перюдъ,
иногда очень длинный, когда онъ действи
тельно отъ всякаго нововведенш, не сообраз-
наго съ его привычками, отстаиваете себя
словно отъ смерти. Но если ему суждено
жить, а не прозябать растительно, другими
словами: если ему суждено историческое су-
ществоваше, а не фактическое только, этотъ
першдъ рано или поздно долженъ кончиться.
Такъ было съ русскимъ народомъ. Назадъ
тому лета пятьдесятъ матери выли какъ но
мертвымъ, провожая сыновей своихъ въ
школы,—и эго матери не крестьянки, а
разныхъ городскихъ сословй; а теперь вся-
шй крестьянинъ радехонекъ возможности
выучить своего сына грамоте. Ученье света,
неученье тьма, говорить онъ, и въ его гла-
захъ грамотный человекъ—существо выс-
шаго разряда. Сделай грамотный передъ не-
грамотнымъ подлость,—последшй, упрекая
его, всегда скажете: «а еще грамотный»!
Только люди, детски веруюшде въ непре
ложность апрюрныхъ теорШ и не признаю-
пце доказательной силы фактовъ, могутъ
думать, что реформа Петра не коснулась
народа, и если зацепила его, то чисто внеш-
нимъ образомъ. Это очевидная нелепость.
Что руссшй народъ—одинъ изъ способней-
шихъ и даровитейшихъ народовъ въ мфе,—
это онъ самъ доказалъ такъ хорошо, что въ
этомъ не сомневаются въ Европе даже те,
которые во всемъ остальномъ не хотятъ въ
немъ
видеть что-нибудь другое, кро
ме
дикаго татарина. Способность переимчи
вости у русскаго народа равняется только
его страсти къ переимчивости. Это его на
тура... Трудно было ему сдвинуться съ своей
стоячести въ первый разъ, но сдвинувшись,
онъ уже не можетъ не итти. Предразсудки,
яреданш гораздо меньше препятствуютъ
успехами его въ образовали, нежели какъ
обыкновенно думаютъ объ этомъ. Правда,
руссшй человекъ ужъ такъ созданъ, что не
можетъ не покоситься ни на какую новин
ку. Это относится не къ однимъ крестья-
намъ, но и къ господамъ. Явится франта
въ шляпе новаго фасона,—и насмешливыми
улыбками нйтъ конца; а черезъ неделю са
ми насмешники, глядишь, разгуливаютъ въ
тЕхъ же шляпахъ. Чтб ни увидитъ руссшй
человекъ новаго у соседа,—редко удержится
похаять, а перенять никогда не удержится.
Чрезвычайный успехи «Сельскаго Чтешя»
можетъ между прочими служить не послед
ними доказательствомъ сильной охоты на
шего простого народа, говоря его собствен
ными выражешемъ, набираться изъ книги
уму-разуму. Первая книжка «Сельскаго Чте-
нш» вышла въ 1843 году, и въ томи же году
появилась вторыми издашемъ; оба изданш
состояли изъ 9000 экземшгяровъ. Въ 1844
году вышла вторая, въ 1845 —третья книж
ка «Сельскаго Чтенш»; въ 1846 году вышло
пятое издаше первой и второе издаше вто
рой книжки. Всехъ экземпляровъ этого пре-
краснаго изданш разошлось несколько де-
сятковъ тысячи. Оно, разумеется, породило
подражанш; но они не имели никакого успе
ха. Не считаемъ нужными более распро
страняться объ этомъ факте: о немъ много
было говорено, но самъ онъ лучше всего
говорить за себя. Скажемъ только, что без-
сильная злоба, безсильно выражавшаяся (ве
роятно, оттого, что духъ захватило) наме
ками и непрямой бранью мистическихъ по
читателей народа, была тоже блестящими
доказательствомъ, что это прекрасное изда
ше вполне достигло своей цели.
И однако жъ мы не скажемъ, чтобы въ
«Сельскомъ Чтенш» все было прекрасно, и
чтобы лучше его ужъ и не могло бъ быть
изданш въ этомъ роде. Мы предоставляемъ
эту манеру хваленш известными «правдо
любами» и безпристрастнымъ противниками
всего западнаго. Въ «Сельскомъ Чтеши»
были статьи превосходный (особенно изъ
техъ, который написаны Заблоцкимъ), но
были и слабый; издан)е его имело свои не
достатки, но все-таки было прекрасными
издашемъ, и доселе не только ничего луч-
шаго, но и сколько-нибудь сноснаго въ этомъ
роде еще не являлось.
Несколько словъ о чтенш романовъ.
Спб. 1847.
Книжечка эта издана для того, чтобы по
казать заботливыми отцамъ и матерями,
каше романы могутъ читать девицы техъ
лета, когда ихъ «Звездочка» называете уже
«детьми старшаго возраста». Книжечка, какъ
видите, по цели своей очень полезная, по
тому что въ нашемъ обществе таюе вопро
сы рождаются часто. Но кто скажете, каше
именно мы должны читать романы? Одни и
те же ли романы долженъ читать человекъ
взрослый и юноша, однимъ и теми же ли
должна интересоваться женщина, пока еще
она не приняла на себя всехъ супружескихъ
обязанностей и въ то время, когда она де
лается матерью и съ этими вместе зани
маете новое место въ общественныхъ огно-
шешяхъ. У насъ по крайней мйрй до на-
стоящаго времени говорятъ, .что девица ни
должна того читать, что можете читать жен
щина,—что молодой человекъ, пока онъ
учится и находится въ заведеши, можетъ
вытверживать только вековыми приговоромъ