Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  660 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 660 / 734 Next Page
Page Background

545

II.

Б И Б Л I

О Г

P Л

Ф I Я.

546

прозаиченъ, негладокъ, нескладенъ, вялъ.

Вездй одни разсужденш, нигд-fe образовъ, кар-

тинъ. Сверхъ того паеосъ лиризма Григорь­

ева однообразенъ, не столько л и ч е н ъ ,

сколько э г о и с т и ч е н ъ, не столько и с т и-

н е н ъ, сколько з а и м с т в о в а н ъ. Гри-

горьевъ— почти неизменный герой своихъ

стихотворешй. Онъ— нЪвецъ вечно одного

и того же предмета— собственнаго своего

страданш. Въ наше время страданш ни по

чемъ,— мы все страдаемъ наповалъ, осо­

бенно въ стихахъ. Вина этому Байронъ. ко­

торый своимъ могущественными влшшемъ

вей литературы Европы наладили на тони

страданш. У насъ это начинало, было, выхо­

дить изъ моды; но примеръ Лермонтова

вновь вывели на свети несколько страдаль-

цевъ. Правду говорить, что подражатели до­

водить до крайности мысль своего образца,

напоминая этими знаменитое изречете На­

полеона: «Du su b lim e au rid icu le il n ’y a

qu ’un pas»... Герои Лермонтова— натуры

субъективный, которыя скорее готовы раз­

рушить и себя, и мщъ, нежели подделы­

ваться поди то, что отвергаетъ ихъ гордая

и свободная мысль. Люди судьбы, они бо­

рются си ней или гордо иадаютъ поди ея

ударами, но говорить просто и не щего-

ляютъ страдашемъ. Григорьевъ силится сде­

лать изъ своей поэзш апоееозу страдашя;

но читатель не сочувствуетъ его страданш,

потому что не понимаетъ ни причины его,

ни его характера,— и мысль поэта носится

передъ ними въ какомъ-то тумане. Какое

это страданш, отчего оно— Боги вбсть! Есть

ли это гордость ума, эгоизмъ могуществен­

ной натуры, сила отрицашя, при жажде

истины?— Едва ли знаетъ это сами поэтъ.

В ъ его гимнахъ есть признаки довольно де-

шеваго примиренш при помощи мистицизма,

на манеръ О Глинки; а въ его «разныхъ

стихотвореншхъ»

проглядываетъ

скепти-

цпзмъ, отзывавшийся больше неуживчи­

востью безпокойнаго самолюбш, нежели тре­

вогами безпокойнаго ума. Немного есть у

Григорьева стихотворешй, въ которыхъ не

говорилось бы о «гордости страдашя», о

«безумномъ счастш страдашя». Это значить

— сдйлать изъ страдашя ремесло, что ка­

жется нами не совсемъ истинными и не

совсемъ естественными. «Гордость страда-

шемъ»— сказано слишкомъ заносчиво; ее

надо оправдать, разумеется, стихами, но ка­

кими— вотъ вопроси! «Безумное счастье

страдашя»— вещь возможная, но это не нор­

мальное состоите человека, романтическая

искаженность чувства и смысла. Есть счастье

отъ счастья, но счастье отъ страдашя —воля

ваша— отъ него надо лечиться классициз-

момъ здраваго смысла, полезной деятель­

ностью и безпритязательностыо на превос-

Соч.

Б

минскаго

.

Т. ГУ.

ходство надъ остальными слабыми смерт­

ными...

Можетъ быть, мы ошибаемся; но въ та-

комъ случай мы ошибаемся искренно. Ка­

кими бы ни казались нами стихотворешя

Григорьева, мы все-таки видели въ нихъ не

совсемъ обыкновенное явлеше, и они воз­

будили въ насъ живой интересъ къ лич­

ности ихъ автора, о которомъ мы знаемъ

только по его стихотворентмъ. Мы сказали

выше, что онъ не поэтъ, и повторяемъ этс

теперь; но онъ глубоко чувствуетъ п мно­

гое глубоко понимаетъ; это иногда делаетъ

его поэтомъ. Для доказательства выписы-

ваемъ его прекрасное стихотвореше «Городи»:

Да. я люблю его, громадный, гордый градъ,

Но не за то, за что другш;

Не зданш его, не пышный блескъ палатъ

И не граниты вековые

Я въ немъ люблю, о нетъ! Скорбящею душой

Я прозреваю въ немъ иное—

Его страданш подъ ледяной корой,

Его страданш больное.

Пусть почву шаткую онъ заковалъ въ гранитъ

И защитилъ ее отъ моря,

И пусть сурово онъ въ самомъ себе таить

Волненье радости и горя,

И пусть его река къ стопамъ его несетъ

И роскоши, и неги дани,—

На ихъ отпечатленъ тяжелый следъ заботь,

Людского лота и страдатй.

И пусть горятъ светло огни его палатъ,

Пусть слышны въ нихъ веселья звуки—

Обманъ, одинъ обманъ! Они не заглушать

Безумно-страшныхъ стоновъ муки!

Страданш одно привыкъ я подмечать,

Въ окне ль съ богатого гардиной,

Иль въ темномъ уголку—везде его печать!

Страданье уровень единой!

И въ те часы, когда на городъ гордый мой

Ложится ночь безъ тьмы и тени,

Когда прозрачно все, мелькаетъ предо мной

Рой отвратительныхъ видешй...

Пусть ночь ясна, какъ день, пусть тихо все во-

Пусть все прозрачно и спокойно,— [круги,

Въ покое томъ затихъ на время злой недугъ,

И то прозрачность язвы гнойной.

Въ этомъ стихе есть сила, а въ пЬлой

пьесе дышнтъ своего рода поэтическое обая-

ше; но всего болйе поражаетъ васъ въ ней

болезненно настроенный умъ. Выпишемъ

еще пьесу:

Нетъ, не тебе итти со мной

Къ высокой дели бытш,

И не тебя душа моя

Звала подругой и сестрой.

Я не тебя въ тебе любилъ,

Но лучшей участи залоги,

Но ту печать, которой Богъ

Твою природу заклеймилъ.

И думалъ я, что ту печать

Ты сохранишь среди борьбы,

Что противъ света и судьбы

Ты въ силахъ голову поднять.

Но дорогъ судъ тебе людской,

И мненье дорого рабовъ,

Не ненавидишь ты оковъ:

Мой путь иной, мой путь не твой.

18