547
СОЧИНЕНЫ В. Г. БЬЛИНОКАГО.
548
Тебя молить я слишкомъ гордъ,—
Мы не равны ни зд! ь, ни тамъ,—
И въ хор* зв'Ьздъ не слиться намъ
Въ созвучий родственныхъ аккордъ.
И пусть твой образъ роковой
МнЬ никогда не позабыть...
МпЬ стыдно женщину любить,
И не назвать ее сестрой.
Ж опять-таки, несмотря на ощутительный
недостатокъ поэтическаго выражены, мы го
товы были признать это стихотвореше впол
не
прекрасными, если бъ его не испортила
риторическая фраза:
И въ хорЬ зв'Ьздъ не слиться намъ
Въ созвучШ родственный аккордъ.
Но что таксе, наприм4ръ, стихотворешя
«Героямъ нашего времеви»?
НЬтъ, нЬтъ,—нашъ путь иной. И дикъ и стра-
шенъ вамъ,
Чернильвыхъ жаркихъ битвъ копесчиымъ бой-
цамъ,
Подъятый факелъ Немезиды;
Вамъ низость по душЬ, вамъ смЬхъ страшнЬе
зла,
Вы сердцемъ любите лишь лай изъ-за угла,
Да бой пЬтуппй за обиды1
И гдЬ же вамъ лпбить, и гдЬ же вамъ стра
дать
Страдашемъ любви Распятаго за братШ
И гдЬ же вамъ чело безтрепетно подъять
Подъ взмахомъ топора общественныхъ понятШ
НЬтъ, нЬтъ,—нашъ путь иной, и крестъ не
вамъ нести:
Тяжелъ, не по плечамъ, и вы на полпути
СробЬете иредъ общимъ крикомъ,
Зане на трапезЬ божественной любви
Вы не причастники, не ратоборцы вы
О благородномъ и великомъ.
И жребШ жалкий вашъ, до пошлости смЬшной,
Пророки ваши вамъ воспЬли...
За сплетни праздныя, за эгоизмъ больной,
Въ скотскомъ безстрастш и съ гордостью нЬ-
мой,
Безъ сожалЬнш и цЬли,
Безумно погибать, и завЬщать друзьямъ
Всю пустоту души и весь печальный хламъ
Пустыхъ и дЬтскихъ грезъ, да шаткое безвЬрье;
Иль цЬлый вЬкъ звонить досужимъ языкомъ
О чуждомъ вовсе вамъ великомъ и святомъ,
Съ богохуленьемъ лицемЬрья!...
НЬтъ, нЬтъ—нашъ путь иной!—Вы не видали
ихъ,
Египта древняго живущпхъ изваяшй,
Съ очами тихими, недвижныхъ и нЬмыхъ,
Съ челомъ, сшющимъ отъ царственныхъ вЬн-
чашй.
Вы не видали ихъ,—въ недвижныхъ ихъ чер-
тахъ
Вы жизни страшныхъ тайнъ безстрашнаго со
знанья
Съ надеждой не прочли: имъ книга упованья
По волЬ ВЬчнаго начертана въ звЬздахъ,
Но вы не зрЬли ихъ, не видЬли межъ нами
И тЬми сфинксами таинственную связь...
Иль если бъ видЬли,—нечистыми руками
Съ подножий совлекли бъ, чтобъ уровнить ихъ
съ вами
Въ демагогическую грязь!
Мы не споримъ, что въ первой половине
этого стихотворешя между плохими стихами
есть и удачные, и смыслъ виденъ; но что
такое хотели сь-азать авторъ своими «египет
скими изваяшями»—Вогъ весть!
Григорьевъ можетъ писать; но ему нужно
сознать значение и характеръ своего талан
та. По нашему мн1шш, ключъ къ этому
сознашю находится въ латинскомъ эпигра
фа къ одной изъ неудачныхъ пьесъ его:
«Fecit in d ig n a tio versum .» Но онъ вовсе
не лиричесшй поэтъ, и делая себя героемъ
своихъ стихотворешй, онъ только путается
въ неопредйленныхъ и безвыходныхъ реф-
лекшяхъ и ощущешяхъ. Пиша, онъ долженъ
забыть о Лермонтове, или суметь взять
отъ него только свое, не касаясь чужого.
Мы не отрицаемъ въ Григорьеве, какъ въ
человеке, никакого нравственнаго превосход
ства, ни способности страдать; но желаемъ
только, чтобъ онъ осторожнее н умереннее
говорили въ своихъ стихахъ о томъ и дру-
гомъ, особенно о последнемъ.
Еще замечате: Григорьевъ любить упо
треблять слово з а н е , и это выходить у него
крайне неловко. Это слово введъ Пушкинъ,
но онъ употребили его только разъ въ «Бо
рисе Годвнове», очень ловко, кстати и на
месте. Потомъ употребили его Баратынеюй
въ прекрасномъ стихотворенья своемъ «На
Смерть Гёте», где оно вышло тоже не со-
всемъ на месте. Больше никто не употре
бляли этого слова. Оно хорошо для
поэрлн
,
заменяя книжное и б о и прозаическое п о-
т о м у что, но—u su s ty ra n n u s—старая
истина! Пего не моги ввести Пушкинъ, того
не введетъ Григорьевъ...
Полонсюй находится въ обратномъ отно-
шеши къ Григорьеву. У него больше само-
стоятельнаго элемента поэзш, следовательно,
больше таланта, но ни съ чемъ не связан
ный, чисто внешней талантъ этотъ можно
раземотреть и заметить только черезъ ми-
кроскопъ—такъ мишатюренъ онъ... Заглавие:
«Стихотворешя ’ 845 года» обещаетъ намъ
длинный рядъ неболынихъ книжекъ; обе-
щаше нисколько не утешительное! «Стихо
творении 1845 г.» ужъ хуже стихотворешй
изданныхъ въ 1844 году... Это плохой при
знаки... Григорьеву есть о чемъ писать, нс
недостаетъ способности къ форме,—хотя
и
тутъ сила чувства и мысли иногда блиста
тельно выручаетъ его; но Полонскому реши
тельно не о чемъ писать, т. е. нечего вкла
дывать въ свой гладкий, а иногда и дей
ствительно поэтичесшй стихъ... Это заста-
вляетъ его прибегать, за отсутствюмъ мы
сли, къ умничанпо и хитрыми рефдекешмъ.
Прочтите его «Факнръ и Ключи»: что это
такое? Сто пудовъ посредственныхъ стиховъ
тому, кто разгадаетъ и расплететъ эту пу
таницу словъ и стиховъ!... Къ числу пьесъ,
подобно «Факиру и Ключу», отличающихся
п о н я т н о с т ыо, принадлежать также «Ис-