541
II. Б И Б Л 1 0 Г Р Д Ф 1 Я .
542
о своемъ еобственномъ карман!;, нежели о
головахъ и еердцахъ
детей.
Онъ скажетъ,
пожалуй, что эти книги издаются передъ
праздниками какъ игрушки, который поку
паются «дражайшими» родителями для по-
дарковъ дйтямъ... Но скептики — такой на-
родъ, который не верить ничему высокому
и прекрасному, никакому бескорыстно, осо
бенно, если это безкорыспе выгодно для
кармана безкорыстныхъ людей. И потому не
будемъ слушать злостяыхъ навйтовъ и вну-
шешй, и воздадимъ должную дань хвалы
безкорыстнымъ авторамъ, переводчикамъ и
издателямъ тринадцати книжекъ.
Мнйшя о полезности и необходимости дйт-
скихъ книгъ теперь разделились на две про
тивоположный стороны. Одна утверждаетъ,
что безъ этихъ книжекъ дйтямъ несть спа
сен™; другая говорить, что онй не только
безполезны, но и положительно вредны, и
что если д'Ьтямъ должно читать что-нибудь
кромЬ учебниковъ, такъ это книги, который
читаются и взрослыми, разумеется, при усло-
вш строгаго выбора. Мы сами много думали
объ этомъ вопросе, и теперь решительно
объявляемъ себя на стороне второго мнйшя.
До семи или около семи летъ воспиташе
дитяти должно быть преимущественно фи
зическое, но не въ духЬ почтенной старины,
которая буквально держалась значенш слова
«воспитывать» и закармливала детей чуть
не на смерть, такъ что материя подавляла
въ нихъ духъ, и они смотрели не детьми,
а хорошо откормленными телятами, бараш
ками или поросятами. Хорошо воспитанный
ребенокъ не долженъ быть ни животнымъ,
ни человЬкомъ, а ребенкомъ: лицо его должно
носить на себе отпечатокъ здоровья, весе
лости, живости, ясности, и на немъ должно
отражаться не столько присутствш ума, сколь
ко отсутствш тупости и глупости. Излишне
сильное и преждевременное нравственное
развите въ дЬтяхъ такъ же вредно, какъ и
развптш тЪла въ ущербъ интеллектуаль
ности: оно вредить правильному физическому
развитш и, слЬдовательно, вредить здоровью
—первейшему и драгоценнейшему изъ всЬхъ
благъ и даровъ жизни. Говорятъ, что силь
но, не по летамъ развитый дЬти бываютъ
подвержены мозговымъ воспаленшмъ, имен
но по причине этой развитости. Развивать
детей должна наука, ея постепенное, мед
ленное, но тЬмъ болйе верное изучеше, а
не книжки, писанный для забавы и пр1уча-
юпця дйтей къ поверхностности, легкомыслие
и мечтательности. Итакъ,.до семи лйтъ пусть
дитя есть, пьетъ, спить, играетъ и гово
рить, а съ семи летъ пусть оно сверхъ всего
этого еще и учится. Чйнъ же наполнить
время, остающееся ему отъ учешя?—Игрой,
резвостью, беганьемъ, гимнастическими за
бавами. Когда дитя подвинется къ своему
двенадцатилетнему возрасту, п игры не бу-
дутъ уже вполне удовлетворять его, когда
пробудится въ немъ потребность удовлетво
рять чемъ-нибудь и фантазш, и умъ, —тогда
давайте ему романы Вальтеръ-Скотта и Ку
пера; но только и тутъ не давайте ему за
читываться. Почему бы, напримеръ, не дать
ему въ руки «Донъ-Кихота» не искажен
на™, не переделаннаго? Для дйтей должны
существовать не дйтскш книги, но особен
ный пзданш книгъ, писанныхъ для взрос-
лыхъ,—издашя, въ которыхъ должно быть
исключено все такое, о чемъ имъ рано знать,
все, что можетъ дать ихъ фантазш вредное
для здоровья и нравственности направлен™.
Такимъ образомъ должно заменить ночную
сцену въ «Донъ-Кихоте», гдй драка рыцаря
печальнаго образа и его оруженосца съ по-
гонщикомъ муловъ происходить отъ трак
тирной служанки, условившейся прйти къ
погонщику на постель. Но опошливать для
дйтей велишя произведен™, приноравливая
ихъ къ дйтскому возрасту,—ни на что не
похоже: велишя произведен™ делаются вздор
ными сказками, и дйтямъ отъ нихъ нетъ
никакой пользы. Сказочки и повйсти, кото
рыми напитываютъ малолйтнихъ дйтей на
рочно для нихъ составляемый книжки, сильно
возбуждаютъ въ нихъ самую опасную изъ
душевныхъ способностей—фантазш, и дйла-
ютъ изъ дйтей мечтателей, книжниковъ, ре-
зонеровъ, запиеныхъ читалыциковъ. Воля
ваша, а гораздо прштнйе видйть ребенка ве
село, шумливо, но прилично рйзвящимся,
нежели сидящимъ не за учебной книгой.
Можно давать дйтямъ и книги для забавы,
но преимущественно съ картинками, съ объ-
яснительнымъ текстомъ, лишеннымъ особен
ной занимательности. Въ такомъ случай кар
тинки непременно должны быть хороши, а
текстъ писанъ правильнымъ хорошимъ язы-
комъ... Вообще этотъ предмета обширный, о
которомъ многое можно сказать, что теперь
не позволяете намъ ни мйсто, ни время.
Стихотворешя Аполлона Григорьева.
Спб. 1846.
Стихотворенш 1845 года, Я. П. Полонскаго.
Одесса. 1846.
Было время, когда вей твердили о томъ,
что поэту нужны только талантъ и вдохно-
веше; что онъ ученъ безъ науки, всезнающъ
безъ учета; что онъ самъ себй судья и за-
конъ; что его фантазш есть источникъ от-
кровешя вейхъ тайнъ бытш; что внутрентй
мфъ его ощущетй 'и видйшй интереснее
вейхъ фактовъ действительности, и что по
этому онъ можетъ не знать, чтб делается
вокругъ него на бйломъ свйтй, и долженъ