551
С0ЧИВЕН1Я В. Г. БЕЛИНСКАГО.
552
рованшмъ, какъ Александръ Дюма, даже
люди вовсе безъ дарованш, какъ уже упо
мянутый нами Поль Феваль, продаютъ по
контрактамъ свое вдохяовете или свой за-
доръ, свой талантъ или свою бездарность,
словомъ, свою деятельность на столько-то
лЬтъ такому-то журналу. О деньгахъ тутъ
спору нЬтъ:
ohè
считаются тутъ десятками
ТЫСЯЧЕ
и восходить до сотенъ
ТЫСЯЧЕ—
только пишите, пишите какь можно больше,
пишите день и ночь, пишите за
двоихб
,
за
троихь, а не станеть вась на это одного,
найдете себе сотрудниковь, устройте фаб
рику... Что деньги—деньги вздорь, дйло—
романь, за романь мы не
пожалйемЕ
де-
негь и будемь подписываться на журналы,
лишь бы в ь ихь фельетонахь тянулись без-
кояечные романы... Что же за чародМ этотъ
романь? Вь чемь заключается причина его
владычества надь грамотными массами? О
чемь
оне
имь говорить, чему ихь учить,
4ÈME прельщаеть?
Романь порождень рыцарскими временами,
какь и романсь. Романское
Hapinie,
образо
вавшееся на югЬ Францщ, дало ему имя.
Содержите его составляли рыцарсше по
двиги; туть, разумеется, важную роль играли
красавицы и волшебники. Между дЬйстви-
тельпымь и мечтательнымь мщомъ не про
водилось никакой черты, и чймъ нелЕпЬе
быль разсказь, тймь казался
оне
вероят
нее. Отъ такихь-то романовъ помешался
благородный ламанчсшй дворянинь, обезсмер-
тивнпй себя, благодаря несравненному гешю
Сервантеса, подв именемь донъ-Кихота. По-
томь наступиль вЬкь сентиментально-алле-
горическихь романовь, изь которыхь осо
бенно быль знаменить «Романь Розы».
Впрочемь, полное торжество романа настало
только вь XVIII веке, не вь
томе
смысле,
чтобы вь это время
оне
получиль опреде
ленное и настоящее значеше, а вь
томе
,
что
оне
сделался любимымь родомь словесности
преимущественно передь всеми другими ея
родами. Но еще гораздо прежде XVIII века
явилось несколько замечательныхь творетй
вь
этоме
родЬ. Гешальный Рабле—этотъ
Вольтеръ XVI века, облекалъ сатиру въ
форму чудовищно-безобразныхъ романовъ;
и въ
томе
же веке ведший Сервантесъ на-
писалъ своего безсмертнаго «Донъ-Кихота»,
въ которомъ сатира явилась въ форме вы-
соко-художественнаго романа. Въ XVII веке
Скарронъ попытался на изображена действи
тельности, какъ понималъ ее веселый и цн-
ничесшй умъ его, въ своемъ „Roman Co
m iq u e “ !), который навсегда останется за-
В Знаменитый романъ Скарроиа былъ пере
ведешь на русекШ
языке
въ
1801 году, подъ
лелЕпымъ заглав!емъ: „СмЕшныя повести за-
мечательнымъ произведетемъ, какимъ по-
справедливости доселе считался.
Въ XVIII вйке романъ не получиль ни
какого опредбленнаго значешя. Каждый пи
сатель понималъ его по-своему. Ричардсонъ
и
Ф
ильдинге
дйлали изъ него картины част
ной семейной жизни, съ целью установить
для нея неизменяемый моральный правила,
и потому онъ у нихъ быдъ длиненъ, растя
нуть, чопоренъ, поучителенъ и сухъ. До
брый немецъ,
А
вгусте
Лафонтенъ, пденялъ
въ романе чувствительный души приторно
сладенькими мещанскими картинами семей-
ственнаго счастья въ немецкомъ вкусе. Фраь ■
цузъ Дюкре-Дюмениль (Ducray D um en il 1j
разсказывадъ въ романе о детяхъ, кото-
рыхъ рождете покрыто тайной, но который
потомъ благополучно находятъ своихъ «дра-
жайшихъ родителей», папеньку и маменьку,,
и делаются богатыми и счастливыми. Ан
гличанка Анна Радклифъ, или Радклейфъ
(Radcliffe), пугала въ романе воображение
своихъ читателей явленшми мертвецовъ и
призраковъ, которыя потомъ очень естест
венно объяснились тайными ходами и две
рями въ замкахъ. Англичанинъ Левисъ
(Lewis) угощалъ въ романе пылкое вообра-
жеше своихъ читателей таинственными ли
цами, въ роде выходцевъ съ того света. 2) Нй-
мецъ Шписъ сделалъ изъ романа мисти-
чески-фантастически-аллегоричесшй разсказь
съ нравственной целью. Многочисленное пле
мя романовъ, подъ фирмой: «автора Ри-
нальдо-Ринальдини», досыта кормило пу
блику удалыми и иногда великодушными раз
бойниками. Г-жи Жанлисъ (Genlis) и Кот-
тенъ (Cottin) прославились сентиментально
моральными романами, но у первой на глав-
номъ плане была мораль и—ея неизбежная
спутница—скука. 3) Не распространяясь ни
объ авторе «Таинственной Урны», ни о ро-
манахъ Коцебу н не упоминая о прочихъ.
менее важныхъ романистахъ и романах’®»
прошлаго века,—скажемъ, что все нечислен
ный нами романичесюя школы и издйлш,
несмотря на все ихъ различш, совершенно
бавнаго Скаррона, съ описатемъ его жизни и
всЕхъ сочинешй“; въ 4-хъ частяхъ.
!) Впрочемъ, Дюкре-Дюмениль принадлежитъ
по времени и къ настоящему столЕтш: онъ
родился въ 1761, а умеръ.въ 1819 году.
2) Левисъ родился въ 1773, а умеръ въ 1818,
знаменитый романъ его „Монахъ“ вышелъ въ
1795 г.
3) Stéphanie-Felicité Dugrest de St.-Aubin, com
tesse de Genlis боролась въ своихъ романахъ
съ энциклопедистами, называя себя
литерато-
ромъ
(homme de lettres) и
гувернеромъ
(gouver
neur) дЕтей герцога Орлеанскаго. Родилась въ.
1746, умерла въ 1830 году. Это былъ замЕча-
тельнЕйппй и забавнЕйпий
сити
чулокъ
прот-
лаго вЕка. Она оставила болЕе
восьмидесяти
сочинешй.