Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  665 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 665 / 734 Next Page
Page Background

555

С0ЧЙНЕН1Я В. Г. В'ВЛИНСКАГО.

556

нымъ художественными достоинствомъ, чтобы

увидЬть, что ихъ характеръ по преимуществу

сощальный. Довольно указать на романы

англичанина Диккенса, обладающаго талан-

томъ высшаго разряда; а у насъ, въ Рос-

сш, — на произведена автора «Мертвыхъ

Души», давшаго живое общественное и глу-

бокое-нацшнальное направлен^ новой лите­

ратур* своего отечества... Содержант романа

—художественный анализъ современнаго об­

щества, раскрыт)е т*хъ невидимыхъ оеновъ

его, который отъ него же самого скрыты

привычкой и безсознательностью. Задача со-

временнаго романа — воспроизведете дей­

ствительности во всей ея нагой истин*. И

потому очень естественно, что романъ завла­

д е й , исключительно передъ вс*ми другими

родами литературы, всеобщими внимашемъ:

въ немъ общество видитъ свое зеркало и

черезъ него знакомится съ самими собой,

совершаетъ велитй актъ самосознанш.

»Какъ! — скажути нами, можетъ быть:—и

эти разсказы о небывалыхъ и невозможныхъ

князьяхъ Рудольфахъ, рыцарствующихъ въ

кабакахъ и убйжищахъ нищеты и воровства,

о вйчномъ жид* и дрожайшей половин* его

Иродтн*, обнимающихся черезъ Беринговъ

проливъ, о бфдномъ моряк*, который пре­

вращается какими-то чудомъ въ графа Мон­

те-Кристо, обладающаго бшшонами, вс* эти

«тайны»—лондонсшя, берлинскш, брюссель-

скш, вс* эти д*ти тайны или чорта,—не­

ужели все это не вздорныя сказки, а глу­

боки! анализъ, в*рная картина современ­

наго общества?»

Мы охотно признали бы справедливость

подобнаго возраженш, если бъ оно намъ было

сдЬлано; скажемъ бол*е: этотъ-то вопроси и

составляетъ предметъ нашей статьи. Но

прежде, нежели мы къ нему обратимся, намъ

нужно воротиться немного назади.

Еще прежде нежели романы Вальтеръ-

Скотта получили всеобщую изв*стность и

классичеошй авторитетъ, романъ въ XIX в*к*

начали уже изменяться въ дух* и напра-

вленш и стремиться къ бол*е серьезному

значешю. Революцш изм*нила нравы Европы,

сентиментальность прошлаго в*ка стала ста­

новиться см*шной, а легкая каламбурная

ирошя и насм*шливость уступать м*сто то

сарказму и юмору, то необузданному дов*рда

къ фантастическими идеями. Переходная

эпоха, не понимая себя и не находя въ себ*

самой никакой прочной опоры, бросилась

искать спасешя въ среднихъ в*кахъ. Нистаго,

наивнаго в*ровашя, свойственнаго в*камъ

младенческаго сэстоянш челов*чества, не

было и пе могло быть въ цивилизацш, обла­

давшей знашемъ и прошедпгей черезъ ра­

дикальное отрицаше ХУШ стслЬтч'я. Это

отразилось и на роман*. Они не хот*лъ

больше быть сказкой для забавы празднаго

воображешя; напротивъ, обнаружили притя-

занш на р*шеше высшихъ вопросовъ мисти­

ческой стороны жизни. И вотъ въ то время,

когда Дюкре-Дюмениль и г-жа Жанлисъ до­

сказывали еще свои запоздалый сказки, ир-

ландецъ Матюренъ х) изумили вс*хъ въ

своемъ «Мельмот* Скитальд*» необуздаЕ-

ностью дикой фантазш, которая при лучшемъ

направленш могла бы произвести что-нибудь,

ознаменованное истинными талантомъ. Въ

Гермаши гешальный безумецъ Гофманъ воз­

высили до поэзш бол*зненное разстройство

нервъ. Обладая удивительными юморомъ,

при огромномъ талант* изображать дЬйстви-

тельность во всей ея истинности и казни гь

ядовитыми сарказмомъ филистерство и гоф-

ратство своихъ соотечественниковъ,—они въ

то же время, какъ истинный н*мецъ, при­

зраками своего разстроеннаго воображешя,

которыхъ искренно пугался и боялся и надъ

которыми тоже искренно см*ялся, и фан-

тастическимъ нел*постямъ принеси въ жертву

и свой несравненный талантъ, и безсмертш

имели своего въ потомств*... Артистъ по

натур*, поэтъ, живописецъ и музыканта,

одаренный въ высшей степени художествен­

ными смысломъ,—какъ только познакомился

онъ съ романами Вальтеръ-Скотта, тотчасъ

поняли и то, что это истинныя произведешя

творчества, и то, что его собственные ро­

маны—незаконнорожденныя д*ти искусства.

Тогда написали онъ лучшую свою пов*сть,

такъ громко свидЬтельствующую объ огром­

ности его таланта, — «Мастери Гоганесъ

Вахта», въ которой уже не было ничего

фантастическаго. Казалось, онъ р*шился

итти новой дорогой, но было уже поздно;

вскор* поел* того онъ умеръ, истощенный

безпорядочнымъ образомъ жизни. 1 2) Жанъ-

Поль Рихгеръ въ «Титан*» и «Леваши» съ

зам*чательнымъ талантомъ выражали свои

раздуто - идеальпыя, натянуто - превыепрен-

ныя идеи о значеши челов*ка и жизни его.

Къ этой же категорш должно отнести Тика,

романтика по убЬжденго и довольно посред-

ственнаго писателя, который, впрочемъ, пи­

сали во вс*хъ родахъ. Его «Викторш Ак-

карамбонп» есть попытка написать романъ

уже въ дух* нашего времени.

Еще въ конд* прошлаго в*ка (1774) Гёте

издали своего «Вертера» 3), — этого родона-

1) Родился въ 1782, умеръ въ 1812 году.

2) Гофманъ родился въ 1776, умеръ въ 1822

году.

3) Шиллеръ тоже написалъ романъ:

Духови-

децъ,

въ которомъ всЪ чудеса производятся,

впрочемъ, очень естественно, посредствомъ об­

мана, жертвой котораго дЪлается не читатель,

а герой романа. Романъ этотъ не достоинъ

имени своего автора.