555
С0ЧЙНЕН1Я В. Г. В'ВЛИНСКАГО.
556
нымъ художественными достоинствомъ, чтобы
увидЬть, что ихъ характеръ по преимуществу
сощальный. Довольно указать на романы
англичанина Диккенса, обладающаго талан-
томъ высшаго разряда; а у насъ, въ Рос-
сш, — на произведена автора «Мертвыхъ
Души», давшаго живое общественное и глу-
бокое-нацшнальное направлен^ новой лите
ратур* своего отечества... Содержант романа
—художественный анализъ современнаго об
щества, раскрыт)е т*хъ невидимыхъ оеновъ
его, который отъ него же самого скрыты
привычкой и безсознательностью. Задача со-
временнаго романа — воспроизведете дей
ствительности во всей ея нагой истин*. И
потому очень естественно, что романъ завла
д е й , исключительно передъ вс*ми другими
родами литературы, всеобщими внимашемъ:
въ немъ общество видитъ свое зеркало и
черезъ него знакомится съ самими собой,
совершаетъ велитй актъ самосознанш.
»Какъ! — скажути нами, можетъ быть:—и
эти разсказы о небывалыхъ и невозможныхъ
князьяхъ Рудольфахъ, рыцарствующихъ въ
кабакахъ и убйжищахъ нищеты и воровства,
о вйчномъ жид* и дрожайшей половин* его
Иродтн*, обнимающихся черезъ Беринговъ
проливъ, о бфдномъ моряк*, который пре
вращается какими-то чудомъ въ графа Мон
те-Кристо, обладающаго бшшонами, вс* эти
«тайны»—лондонсшя, берлинскш, брюссель-
скш, вс* эти д*ти тайны или чорта,—не
ужели все это не вздорныя сказки, а глу
боки! анализъ, в*рная картина современ
наго общества?»
Мы охотно признали бы справедливость
подобнаго возраженш, если бъ оно намъ было
сдЬлано; скажемъ бол*е: этотъ-то вопроси и
составляетъ предметъ нашей статьи. Но
прежде, нежели мы къ нему обратимся, намъ
нужно воротиться немного назади.
Еще прежде нежели романы Вальтеръ-
Скотта получили всеобщую изв*стность и
классичеошй авторитетъ, романъ въ XIX в*к*
начали уже изменяться въ дух* и напра-
вленш и стремиться къ бол*е серьезному
значешю. Революцш изм*нила нравы Европы,
сентиментальность прошлаго в*ка стала ста
новиться см*шной, а легкая каламбурная
ирошя и насм*шливость уступать м*сто то
сарказму и юмору, то необузданному дов*рда
къ фантастическими идеями. Переходная
эпоха, не понимая себя и не находя въ себ*
самой никакой прочной опоры, бросилась
искать спасешя въ среднихъ в*кахъ. Нистаго,
наивнаго в*ровашя, свойственнаго в*камъ
младенческаго сэстоянш челов*чества, не
было и пе могло быть въ цивилизацш, обла
давшей знашемъ и прошедпгей черезъ ра
дикальное отрицаше ХУШ стслЬтч'я. Это
отразилось и на роман*. Они не хот*лъ
больше быть сказкой для забавы празднаго
воображешя; напротивъ, обнаружили притя-
занш на р*шеше высшихъ вопросовъ мисти
ческой стороны жизни. И вотъ въ то время,
когда Дюкре-Дюмениль и г-жа Жанлисъ до
сказывали еще свои запоздалый сказки, ир-
ландецъ Матюренъ х) изумили вс*хъ въ
своемъ «Мельмот* Скитальд*» необуздаЕ-
ностью дикой фантазш, которая при лучшемъ
направленш могла бы произвести что-нибудь,
ознаменованное истинными талантомъ. Въ
Гермаши гешальный безумецъ Гофманъ воз
высили до поэзш бол*зненное разстройство
нервъ. Обладая удивительными юморомъ,
при огромномъ талант* изображать дЬйстви-
тельность во всей ея истинности и казни гь
ядовитыми сарказмомъ филистерство и гоф-
ратство своихъ соотечественниковъ,—они въ
то же время, какъ истинный н*мецъ, при
зраками своего разстроеннаго воображешя,
которыхъ искренно пугался и боялся и надъ
которыми тоже искренно см*ялся, и фан-
тастическимъ нел*постямъ принеси въ жертву
и свой несравненный талантъ, и безсмертш
имели своего въ потомств*... Артистъ по
натур*, поэтъ, живописецъ и музыканта,
одаренный въ высшей степени художествен
ными смысломъ,—какъ только познакомился
онъ съ романами Вальтеръ-Скотта, тотчасъ
поняли и то, что это истинныя произведешя
творчества, и то, что его собственные ро
маны—незаконнорожденныя д*ти искусства.
Тогда написали онъ лучшую свою пов*сть,
такъ громко свидЬтельствующую объ огром
ности его таланта, — «Мастери Гоганесъ
Вахта», въ которой уже не было ничего
фантастическаго. Казалось, онъ р*шился
итти новой дорогой, но было уже поздно;
вскор* поел* того онъ умеръ, истощенный
безпорядочнымъ образомъ жизни. 1 2) Жанъ-
Поль Рихгеръ въ «Титан*» и «Леваши» съ
зам*чательнымъ талантомъ выражали свои
раздуто - идеальпыя, натянуто - превыепрен-
ныя идеи о значеши челов*ка и жизни его.
Къ этой же категорш должно отнести Тика,
романтика по убЬжденго и довольно посред-
ственнаго писателя, который, впрочемъ, пи
сали во вс*хъ родахъ. Его «Викторш Ак-
карамбонп» есть попытка написать романъ
уже въ дух* нашего времени.
Еще въ конд* прошлаго в*ка (1774) Гёте
издали своего «Вертера» 3), — этого родона-
1) Родился въ 1782, умеръ въ 1812 году.
2) Гофманъ родился въ 1776, умеръ въ 1822
году.
3) Шиллеръ тоже написалъ романъ:
Духови-
децъ,
въ которомъ всЪ чудеса производятся,
впрочемъ, очень естественно, посредствомъ об
мана, жертвой котораго дЪлается не читатель,
а герой романа. Романъ этотъ не достоинъ
имени своего автора.