Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  659 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 659 / 734 Next Page
Page Background

5 4 3

С0ЧИНЕНШ В. Г. Б'ЬЛИНСКАГО.

5 4 4

говорить намъ, толпе, только о самомъ себе;

а мы, толпа, стоя на кол-Ьняхъ, съ разину­

тыми ртами, должны внимать ему съ благо-

гов’Ьшемъ, считая себя счастливыми, если

ему вздумается ругнуть насъ хорошенько

энергическимъ стишкомъ.

Такое воззрите на поэта господствовало

у насъ въ эпоху такъ-называемаго роман­

тизма блаженной памяти. И действительно,

тогда гешй могъ легко обходиться безъ вся-

кихъ наукъ, кромй азбуки, а въ генш по­

пасть можно было всякому, у кого была

способность точить гладше стишки и было

довольно мелкаго самолюбш, чтобъ вообра­

зить себя выше «презренной толпы», т. е.

всехъ людей, которые действительно что-

нибудь знаютъ, что-нибудь понимаютъ и въ

особенности чемъ-нибудь занимаются, что-ни­

будь делаютъ...

Теперь не то: все кричать о необходи­

мости знашя для поэта, объ идеяхъ, о на-

правленш, о сочувствш современной дей­

ствительности. Явилась другая крайность:

люди безъ таланта поэзш стали делаться

поэтами, потому ли, что въ самомъ деле

что-нибудь узнали и поняли, или потому,

что захватили несколько чужихъ ходячихъ

мыслей и вообразили ихъ своими собствен­

ными. Между этими весьма смешными край­

ностями есть явленш, более или менее за-

сдуживающщ вниманш,—но опять-такй край­

ности. Одни изъ нихъ думаютъ умъ выдать

за поэзш, друпе—обойтись безъ ума при

помощи небольшого дарованш къ поэзш...

И это естественно, потому что въ обеихъ

изъ этихъ крайностей есть истина, хотя и

нетъ ея ни въ одной отдельно взятой.

Безъ естественнаго, непосредственнаго та­

ланта творчества невозможно быть поэтомъ.

Тутъ не помогутъ ни знашя, ни ученость,

ни умъ, ни характеръ, ни даже способность

глубоко чувствовать и понимать изящное.

Но и одного естественнаго таланта мало.

Можно еще обойтись безъ науки, какъ нау­

ки; но невозможно не стоять по образова-

нш наравне съ своимъ векомъ, невозможно

‘ обойтись безъ живой, кровной симпатш съ

духомъ, направдешемъ, надеждами, радостями

и болезнями,—словомъ, со всемъ добромъ и

зломъ своей эпохи. Однако жъ и этимъ еще

не все оканчивается. Эта симпатш не вы­

читывается изъ книгъ, не добывается въ

аудиторшхъ, не почерпается изъ критики и

библшграфш. Учете, мысль могутъ только

развить и укрепить ее, но не могутъ дать

ее тому, кто не родился съ нею. Въ поэте

все должно быть своего рода талантомъ (да-

ромъ природы),, все—даже направлен'е.

Не всякому быть гетемъ; и талантъ

ИмЬетъ право на общее внимаше и, если

хотите, удивлеше. Пусть онъ является не

съ своей собственной мыслью, но съ мыслью

генш, покорившаго его своему неотразимому

влшшй); зато пусть онъ возьметъ эту мысль

въ такой мере, въ какой доступна она его

силамъ, пусть помнитъ, что усилш не есть

сила, и потомъ пусть проведетъ эту мысль

черезъ всю свою личность, а не только че-

резъ свою голову. Тогда онъ не только—

талантъ, но еще и заслуживающей вниманш

талантъ. Безъ этого же онъ—просто та­

лантъ, явлеше для м н о г и х ъ, можетъ быть,

блестящее, но для в с е х ъ безплодное и

пустое! Другими словами: талантъ поэта дол-

женъ быть тесно связанъ съ его натурой,

его личностью. Безъ этого онъ только спо­

собность подражащя—не больше. Что нужды,

если поэтъ не переводить, не заимствуётъ,

никому явно и съ намерешемъ не подра-

жаетъ, даже никого не напоминаетъ? Пусть

у него нетъ ничего чужого; зато у него

ничего нетъ своего, а это значить 0= 0 ...

Жуковсшй—не оригинальный поэтъ, а пе-

реводчикъ; но вникнете въ его переводы, и

вы увидите, что такимъ переводчикомъ на­

до было родиться. Жуковсшй переводилъ не

все даже и изъ любимыхъ своихъ поэтовъ,

но выбиралъ изъ нихъ только то, еочув-

ствш къ чему глубоко лежало въ его на­

туре, какъ ея свойство, ея особенность...

Талантъ, не связанный съ натурой поэта,

какъ человека, какъ личность, есть талантъ

внепшй. Если въ немъ нбтъ никакого со-

чувствш съ идеями и духомъ времени, онъ

положительно пусть и ничтоженъ; но еще

жальче онъ, если вздумаеть почерпать это

сочувствщ изъ книгъ...

На так т мысли невольно навели насъ

две неболыпщ книжки, заглавш которыхъ

выставлены выше.

Давно уже внимаше наше останавливалось

на стихотворетяхъ Григорьева, помещав­

шихся въ одномъ изъ петербургскихъ перш-

дическихъ издашй. Мы всегда читали ихъ

съ интересомъ, хотя ожидаше наше чаще

бывало обмануто, нежели удовлетворено. Не­

смотря на то, книжка стихотворешй Гри­

горьева более опечалила насъ, нежели пора­

довала. Мы прочли не больше, чемъ съ при-

нуждешемъ—почти со скукой. Дело въ томъ,

что изъ нея мы окончательно убедились, что

онъ не поэтъ. Въ его стихотворетяхъ проры­

ваются проблески поэзш, но поэзш ума,негодо-

ванш. Видишь вънихъ умъ и чувство, но не ви­

дишь фантазш. творчества, даже стиха. Правда,,

местами стихъ его бываетъ силенъ и прекра-

сенъ, но тогда только, когда онъ одушевлень не*

годовашемъ, превращается въ бичъ сатиры,

касаясь некоторыхъ явлешй действительности

(какъ, напрнмеръ, въ разсказе «Олимшй Ра-

динъ», мимоходныя заметки о Москве, о

семейственности). Въ лиризме же его стиль