535
С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪДИНСКАГО.
ьт
CîOfltTie P
occîh
съ 1745 до 1845 г.,
или истори
ческая картина достопамятныхъ событий въ
Россги за сто лгътъ. Сентября 5-го 1845, въ
день столптняго юбилея, совершившагося со
дня рождетя князя Голенищева-Кутузова-
Смоленскаго. Сочиненге Николая Полевого.
Часть 1-я. 1845.
Во всякой литератур^, должно отличать
две стороны—ученую н художественную, н
беллетристическую. Къ первой принадлежать
произведено! глубокой эрудицш, строгаго
искусства, въ обоихъ случаяхъ— плоды тру
да обдуманнаго, зрйлаго. Ни ученый, ни ху
дожники ничего не производить безъ при
звании безъ любви, безъ страсти, ничего не
производить по случаю, кстати (à propos),
на заказъ, къ сроку. И потому оба они тво-
рятъ не для минуты, не для мгновеннаго
удовольствш толпы, и если не каждому изъ
нихъ суждено творить для вЬковъ, то каж
дый изъ нихъ, трудясь, думаетъ не о на-
стоящемъ только времени, но и о будутцемъ,
желая успеха при жизни, желаетъ, чтобъ и
после смерти трудъ его не терялъ своего
интереса. Но ученые и художники, особенно
велите— аристократы человечества: они тру
дятся не для веЬхъ, а только для избран-
ныхъ. Это особенно относится къ обществу,
въ которомъ просвищете и образована не
равно разлиты по всймъ его классами, но
однимъ доступны больше, другими меньше,
а третьими и вовсе недоступны. Однако жъ
благодЬянш литературы — этого могуще-
ствениаго средства къ образованно масеъ—
должны простираться на веЬхъ. Не всяшй
можетъ и долженъ быть учеными, но вся
шй долженъ иметь общш познанш; не вся
кому Доступно высокое искусство, но для
всякаго должно существовать наслаждеше
прекрасными. Для этого наука и искусство
должны быть сведены съ ихъ высокаго, не-
доступнаго для толпы пьедестала, и черезъ
это приближены къ понятно массъ. Эта въ
одно и то же время и мелкая, и великая
роль принадлежитъ беллетристике. И наука,
и искусство имеютъ свою беллетристику и
своихъ беллетристовъ. Что такое белле-
тристъ? Слово «беллетриста» происходить
отъ belles-lettres, т. е. и з я щ н а я с л о
в е с н о с т ь ; следовательно, въ первоначаль-
номъ своемъ значении слово «беллетриста»
есть то же, что литераторъ, занимающийся
изящной словесностью,—то же, что стихо-
творецъ, нувеллиста, романиста. Но какъ
въ последнее время изящество изложенш
сделалось необходимыми условшмъ даже со-
чинешй, не принадлежащихъ къ области
искусства, а потребность въ образовали для
массъ сделала популярность изложения не
обходимыми условшмъ науки, то вследствю
этого литература приняла новый характеръ:
съ одной стороны, она перестала быть исклю
чительными достояшемъ немногихъ избран-
ныхъ, а съ другой, угождая вкусу и потреб
ностями всехъ и казйдаго,— она перешла,
таки сказать, въ руки деятелей более скоро
и много, нежели прочно пишущихъ, более
многочисленныхъ, нежели замечательныхъ
по силе таланта: эти-то люди и должны на
зываться беллетристами. Беллетриста отно
сится къ ученому и художнику, какъ пере
водчики къ автору, котораго опии перево
дить: владея своими собственными талан-
томъ, онъ все-таки живетъ чужими уиомъ,
чужими гетемъ. Наука и искусство никогда
не бываютъ ремесломъ; беллетристика тоже
не , ремесло— она выше ремесла, но ниже
искусства: она середина между ними. Бел
летристика къ поэзш относится, какъ ди-
лентавтизмъ къ художественной деятельности;
къ науке— какъ образован^ къ просвещенш.
Чтобъ быть беллетристомъ, надо иметь при-
зваше, страсть, таланта, особенно таланта, но
не гешй. Можно сказать, что всяшй поэта,
всяшй ученый, у котораго есть таланта, но
нетъ генш,— беллетриста. Поэтому главное,
существенное различи между произведеншми
ученаго и художника и между произведе
шями беллетриста состоять въ томъ, что
первые пишутъ для вйковъ, а последшй—
для минуты. Есть ученый сочинетя, давно
нотерявпия пену, вследствш дальнейшаго
развитая и болынихъ успеховъ науки; но,
переставъ быть авторитетомъ, они все-таки
не забыты, не потеряны изъ вида, но гордо
и непоколебимо стоятъ, какъ вЬхи, указы
ваются путь, по которому шла наука, раз-
стояшя, которыхъ она достигла. Не суще-
ствуюнце для толпы и циллетантовъ, эти ста
рые труды гетевъ науки всегда живы для
новыхъ ученыхъ, знающихъ исторш своей
науки. Что касается до произведенгй искус
ства, ихъ достоинство утверждается только
временемъ, и, подобно вину, они отъ него
пршбретаютъ свой букета. Для произведет#
же беллетристики время есть безпощадный
Сатурнъ, пожираюпцй чадъ своихъ: время
производить ихъ тысячами,— время и пожи-
раетъ ихъ тысячами. Беллетриста торопится
рвать лавры, пока они растутъ для него;
ему нужно утомлять внимате публики, и
онъ изумляета ее своей деятельностью, какъ
бы зная, что, забывъ его на минуту, она
совеЬмъ его забудетъ. Беллетриста нишетъ
легко и скоро: онъ на все способенъ, та
ланта его гибокъ; его деятельность можно
подстрекать и, такъ сказать, покупать. Ему
можетъ сказать и журналиста, и книгопро-
давёцъ: «напишите мне то или это, въ та-
комъ-то роде, въ такомъ-то объеме и къ
такому-то времени», и онъ возьмется й на-
пишетъ. Известно, что «Вечный Жидъ» на-