Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  655 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 655 / 734 Next Page
Page Background

535

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪДИНСКАГО.

ьт

CîOfltTie P

occîh

съ 1745 до 1845 г.,

или истори­

ческая картина достопамятныхъ событий въ

Россги за сто лгътъ. Сентября 5-го 1845, въ

день столптняго юбилея, совершившагося со

дня рождетя князя Голенищева-Кутузова-

Смоленскаго. Сочиненге Николая Полевого.

Часть 1-я. 1845.

Во всякой литератур^, должно отличать

две стороны—ученую н художественную, н

беллетристическую. Къ первой принадлежать

произведено! глубокой эрудицш, строгаго

искусства, въ обоихъ случаяхъ— плоды тру­

да обдуманнаго, зрйлаго. Ни ученый, ни ху­

дожники ничего не производить безъ при­

звании безъ любви, безъ страсти, ничего не

производить по случаю, кстати (à propos),

на заказъ, къ сроку. И потому оба они тво-

рятъ не для минуты, не для мгновеннаго

удовольствш толпы, и если не каждому изъ

нихъ суждено творить для вЬковъ, то каж­

дый изъ нихъ, трудясь, думаетъ не о на-

стоящемъ только времени, но и о будутцемъ,

желая успеха при жизни, желаетъ, чтобъ и

после смерти трудъ его не терялъ своего

интереса. Но ученые и художники, особенно

велите— аристократы человечества: они тру­

дятся не для веЬхъ, а только для избран-

ныхъ. Это особенно относится къ обществу,

въ которомъ просвищете и образована не

равно разлиты по всймъ его классами, но

однимъ доступны больше, другими меньше,

а третьими и вовсе недоступны. Однако жъ

благодЬянш литературы — этого могуще-

ствениаго средства къ образованно масеъ—

должны простираться на веЬхъ. Не всяшй

можетъ и долженъ быть учеными, но вся­

шй долженъ иметь общш познанш; не вся­

кому Доступно высокое искусство, но для

всякаго должно существовать наслаждеше

прекрасными. Для этого наука и искусство

должны быть сведены съ ихъ высокаго, не-

доступнаго для толпы пьедестала, и черезъ

это приближены къ понятно массъ. Эта въ

одно и то же время и мелкая, и великая

роль принадлежитъ беллетристике. И наука,

и искусство имеютъ свою беллетристику и

своихъ беллетристовъ. Что такое белле-

тристъ? Слово «беллетриста» происходить

отъ belles-lettres, т. е. и з я щ н а я с л о ­

в е с н о с т ь ; следовательно, въ первоначаль-

номъ своемъ значении слово «беллетриста»

есть то же, что литераторъ, занимающийся

изящной словесностью,—то же, что стихо-

творецъ, нувеллиста, романиста. Но какъ

въ последнее время изящество изложенш

сделалось необходимыми условшмъ даже со-

чинешй, не принадлежащихъ къ области

искусства, а потребность въ образовали для

массъ сделала популярность изложения не­

обходимыми условшмъ науки, то вследствю

этого литература приняла новый характеръ:

съ одной стороны, она перестала быть исклю­

чительными достояшемъ немногихъ избран-

ныхъ, а съ другой, угождая вкусу и потреб­

ностями всехъ и казйдаго,— она перешла,

таки сказать, въ руки деятелей более скоро

и много, нежели прочно пишущихъ, более

многочисленныхъ, нежели замечательныхъ

по силе таланта: эти-то люди и должны на­

зываться беллетристами. Беллетриста отно­

сится къ ученому и художнику, какъ пере­

водчики къ автору, котораго опии перево­

дить: владея своими собственными талан-

томъ, онъ все-таки живетъ чужими уиомъ,

чужими гетемъ. Наука и искусство никогда

не бываютъ ремесломъ; беллетристика тоже

не , ремесло— она выше ремесла, но ниже

искусства: она середина между ними. Бел­

летристика къ поэзш относится, какъ ди-

лентавтизмъ къ художественной деятельности;

къ науке— какъ образован^ къ просвещенш.

Чтобъ быть беллетристомъ, надо иметь при-

зваше, страсть, таланта, особенно таланта, но

не гешй. Можно сказать, что всяшй поэта,

всяшй ученый, у котораго есть таланта, но

нетъ генш,— беллетриста. Поэтому главное,

существенное различи между произведеншми

ученаго и художника и между произведе­

шями беллетриста состоять въ томъ, что

первые пишутъ для вйковъ, а последшй—

для минуты. Есть ученый сочинетя, давно

нотерявпия пену, вследствш дальнейшаго

развитая и болынихъ успеховъ науки; но,

переставъ быть авторитетомъ, они все-таки

не забыты, не потеряны изъ вида, но гордо

и непоколебимо стоятъ, какъ вЬхи, указы­

ваются путь, по которому шла наука, раз-

стояшя, которыхъ она достигла. Не суще-

ствуюнце для толпы и циллетантовъ, эти ста­

рые труды гетевъ науки всегда живы для

новыхъ ученыхъ, знающихъ исторш своей

науки. Что касается до произведенгй искус­

ства, ихъ достоинство утверждается только

временемъ, и, подобно вину, они отъ него

пршбретаютъ свой букета. Для произведет#

же беллетристики время есть безпощадный

Сатурнъ, пожираюпцй чадъ своихъ: время

производить ихъ тысячами,— время и пожи-

раетъ ихъ тысячами. Беллетриста торопится

рвать лавры, пока они растутъ для него;

ему нужно утомлять внимате публики, и

онъ изумляета ее своей деятельностью, какъ

бы зная, что, забывъ его на минуту, она

совеЬмъ его забудетъ. Беллетриста нишетъ

легко и скоро: онъ на все способенъ, та­

ланта его гибокъ; его деятельность можно

подстрекать и, такъ сказать, покупать. Ему

можетъ сказать и журналиста, и книгопро-

давёцъ: «напишите мне то или это, въ та-

комъ-то роде, въ такомъ-то объеме и къ

такому-то времени», и онъ возьмется й на-

пишетъ. Известно, что «Вечный Жидъ» на-