Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  666 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 666 / 734 Next Page
Page Background

5 5 7

XI. Б И Б Л 1 0 Г Р А Ф 1 Я .

558

чальнина слабыхъ, болЬзненныхъ пат уръ, ко­

торыми всегда такъ обильны переходный

эпохи. «Вильгельмъ Мейстеръ», по своему

дидактическому характеру, принадлежишь къ

типу «Эмиля» Руссо; но въ «Вертере» Гёте

накъ будто опередилъ время и разгадалъ бо­

лезнь будущего века. Поэтому его романъ

им'Ьлъ на нашъ в1жъ огромное вдште, — и

«Вертеръ» явился иотомъ въ «Рене» Шато-

6piaHa,

въ «ОберманЬ» Сенанкура и отра­

зился въ безчисленномъ множестве другихъ,

болгЬе или менЬе зам’Ьчательныхъ или неза-

м’Ьчательныхъ произведен)й. Шатобршнъ не

довольствовался «Аталой» и «Рене»: онъ изъ

«Мучениковъ» сд'Ьлалъ романъ, довольно на­

дутый и риторическгй; но онъ былъ въ духе

реакцш прошлому веку, и потому привелъ

въ восторгъ возвратившуюся во Францию

эмиграцш, которая горькимъ опытомъ до­

знала, что для нея выгоднее мистический

шэтизмъ, нежели вольтершнекое кощунство,

недавно столь любимое ею... Надутый Дар-

линкуръ въ своихъ нехЬпыхъ романахъ до-

велъ до карикатуры это романтпко-шэти-

ческое направлеше.

'

По мере ознакомлены Францщ съ еврс-

пейскими литературами, которыхъ она прежде

съ гордымъ нев'Ъшествомъ не хотела знать,

(‘Я собственная литература подверглась вль-

янго всЬхъ другихъ литературъ, преиму­

щественно английской и отчасти даже не­

мецкой. Въ романе особенно отразилось двой­

ственное влш те Вальтеръ-Скотта и Байрона.

Тогда-то возникла такъ-называемая «неисто­

вая школа», любившая изображать адъ ду-

шевныхъ и физическихъ страдашй человека.

Все страсти, всЬ злодейства, варварства, по­

роки, пытки, муки—были пущены въ дЬло.

Демоническш натуры ä la B yron дюжинами

рисовались въ качестве героевъ новыхъ про­

изведений. Это было ложно и натянуто, по­

тому что эти страшные Байроны въ сущно­

сти были предобрые и даже веселые ребята;

но все это было не безъ смысла, не безъ

таланта, не безъ достоинства, хотя и времен-

наго только.

Французы всегда ум!потъ остаться фран­

цузами, подъ чьими бы и подъ сколькими

бы влшншми ни находились они. И потому

эти «разочарованные» романы никогда не

брались ни за отвлеченный, ни за фантасти­

ческих идеи, но всегда имели въ виду об­

щество, и если съ одной стороны страшно

лгали на него, то съ другой—иногда гово­

рили правду, а главное — подняли важные

общественные вопросы,—больше всехъ во-

просъ о пауперизме. Наконецъ, явился Жоржъ

Зандъ,—и романъ окончательно сделался об-

щественнымъ или сощальнымъ.

£Сакое бы ни было направлеше француз-

скихъ романистовъ—Бальзака, Гюго, Жанена,

Сю, Дюма и пр., въ первую эпоху ихъ де­

ятельности,—оно имело свои хорошая сто­

роны, потому что происходило отъ более или

менее искреннихъ личныхъ убеждешй и не­

вольно выражало духъ времени. Все эти ро­

манисты писали съ французской живостью

и быстротой, но однако жъ не на заказъ. Въ

ихъ сочиненхяхъ видно было уважеше и къ

литературе, и къ публике, и къ самимъ себе,

потому что видны были следы мысли, со­

ображенья, литературной отделки. И вдругъ

все это изменилось: потянулись романы одинъ

другого длиннее, безобразнее, нелепее. Если

въ прежнихъ романахъ частенько нарушалось

нравдоподобш, это происходило отъ ложности

убеждены, которое все-таки было искренно

и наивно. По теперь не то; теперь авторъ

сознательно искажаетъ истину, лжетъ съ умтл-

сломъ, придумываетъ нелепости съ намере-

шемъ. Ему лишь бы эффекта былъ, а ка-

ковъ этотъ эффекта—не его дело; онъ обра­

щается со своими читателями, какъ съ школь­

никами, какъ Далай-Лама съ своими поклон­

никами, морочитъ ихъ, какъ фокусникъ, вы­

дающий себя за колдуна передъ толпой де-

ревенскихъ простаковъ. За примерами ходить

не далеко; они у всехъ въ свежей памяти.

Но прежде надобно условиться въ значевш

романа, какъ поэтическаго произведена Ро­

манъ, какъ всякое художественное произве­

дете, есть воспроизведете явлений дМстви-

тельнаго мща во всей ихъ истине. Истина

такъ же есть предмета и цель искусства,

какъ и философы; вся разница въ средствахъ

и пршмахъ. Иначе, чемъ бы искусство было

выше игры въ карты? Нетъ, оно было бы

ниже всякаго ремесла, потому что ремесло

полезно. Их если бы романъ былъ и просто

только сказкой для развлечены отъ скуки, и

тогда люди съ умомъ въ праве были бы тре­

бовать отъ него, чтобъ онъ, и въ качестве

сказки, удовлетворялъ ихъ какъ людей съ

умомъ, а не какъ глупцовъ. А что же можетъ

быть умнаго въ невозможномъ? А разве

возможны эти богатства частныхъ людей,

превосходящш годовой бюджета богатейшаго

изъ европейскихъ государствъ? Но вотъ

примеръ самый свежьй. Въ последнемъ и

остановившемся, кажется, надолго, къ край­

нему огорченно его читателей и почитателей,

романе своемъ «Записки Врача» Александръ

Дюма показалъ такой неслыханный опыта

безстыднаго неуваженш къ здравому смыслу

публики, который долженъ привести въ отча-

я т е всехъ другихъ сказочниковъ. Известно,

что въ XVIII веке былъ шарлатанъ, кото­

рый выдавалъ себя за графа де Сенъ-Жер-

меяа и умелъ втереться ко двору Людовика

XV. Этотъ шарлатанъ, какъ догадываются,

принадлежалъ къ шайке герметистовъ (обла-

дающихъ алхимической тайной делать золото),.