Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  66 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 66 / 734 Next Page
Page Background

123

С0ЧИНЕН1Я В.

Г.

БЬЛИНСКАГО.

124

зкенное ноложете женщины въ обществ!* и

глубоко скорбела о неыъ; но она не видела

связи между этимъ унпженныхъ положе-

тпемъ женщины и ея способностью находить

въ любви весь смыслъ жизни. Мысль объ

этомъ состоянш унижения, въ которомъ на­

ходится женщина, составляетъ вторую жи­

вую стихго повестей Зенеиды Р—вой. И

потому нельзя сказать, чтобъ весь паеосъ

ея ноэзш заключался только въ мысли: какъ

умйютъ любить женщины, и' какъ не уме­

ют* мужчины любить; и'Ьтъ, онъ заключа­

ется еще и въ глубокой скорби объ обще­

ственном* униженш женщины, и въ энер-

гическомъ протесте противъ этого униженш.

Повесть «Судъ Света» написана преимуще­

ственно подъ влшшемъ этой идеи, которая

однако жъ органически связывается съ идеей

о высокой способности женщины къ без­

граничной любви. Повесть «Напрасный Даръ»

исключительно посвящена выраженш идеи

объ общественномъ невольничестве царицы

общества, невольничестве столь великомъ и

безвыходном*, что для женщины величай­

шее несчастье иметь призваше къ чему-ни­

будь возвышенно-человеческому, кроме лю­

бви. Въ повести «Идеалы- эта мысль вы­

сказана прямо устами героини въ разгово­

ра ея съ своей подругой:

„Но какой злой гешй такъ исказилъ предна-

вначеше женщины? Теперь она родится для то­

го, чтобы нравиться, прельщать, увеселять до­

суги мужчинъ, рядиться, плясать, владычество­

вать въ обществ*, а на д*л* быть бумажнымъ

царьком*, которому паяцъ кланяется въ при-

сутствш зрителей, и котораго онъ бросаетъ въ

темный уголъ наедин*. Нам* воздвигаютъ въ

обществахъ троны; наше самолюбш украшаетъ

ихъ, и мы пе замЪчаемъ, что эти мишурные

престолы—о трехъ ножкахъ, что намъ стоить

немного потерять равновЪие, чтобъ упасть и

быть растоптанной ногами ничего не разбира­

ющей толпы. Право, иногда кажется, будто

мщъ БожШ созданъ для однихъ мужчинъ: имъ

открыта вселенная со вс*ми таинствами; для

нихъ и слава, и искусства, и познанш; для

нихъ свобода и вс* радости жизни. Женщину

огь колыбели сковывают* ц*пями приличШ,

опутывают* ужасным* „что скажет* св*тъ?“—

й если ея надежды на семейное счастье.не сбу­

дутся, что остается ей вн* себя? Ея б*дн"ое огра­

ниченное воспиташе не позволяетъ ей даже по­

святить себя важным* занятшмъ, и она поне-

вол* должна броситься въ омутъ св*та или до

могилы влачить безцв*тное существоваше!..

„— Или избрать мечту и привязаться къ ней

всей силой души, влюбиться заочно, посылать

но почт* зефиров* вздохи и изъясненш своему

идеалу за дв* тысячи верстъ и питаться этой

платонической любовью. Не такъ ли?“...

Первое страшно потому, что слишком*

серьезно, а второе странно потому, что слиш­

комъ смешно и пошло—не правда ли?.. А

между тймъ все сказанное сочинительницей

—такая очевидная, такая ужасная истина.-

Но вотъ еще нисколько строкъ изъ исповЬ-

ди женщины въ повести «Судъ Света»:

„При безпрестанномъ движенш. войскъ я всю­

ду сл*довала за мужемъ; везд* всегда была

одинакова, не изм*нила ни мн*тй, ни поступ­

ков* моих*. Люди съ умом* везд* дарили ме­

ня внимашемъ; глупцы сплетали противъ меня

нел*пыя выдумки. Но есть третей сорт* людей,

нанбол*е опасный для всего, что выходит* изъ

круга обычнаго. Часто эти люди обладают* умомъ

и многими достоинствами, но умъ ихъ ни до­

вольно силен*, чтобы укротить владычествую­

щее над* ними самолюбш, ни довольно слабь,

чтобъ, осл*пившись дерзкой самоув*рениостью,

ставить себя выше прочаго видимаго творешя.

Они чувствуют* свои недостатки, и всякое пре­

восходство ближняго принимают* за личное

оскорблеше; они не могутъ простить другому

и т*ни совершенства. О, эти люди страшн*е

зачумленных*. Над* пошлым* злоязьгаемъ

дурака см*ются; но ихъ осторожным* нав*-

тамъ, ихъ обдуманной правдоподобной клевет*

не могутъ не в*рить. Эти-то вольноопред*ляю-

пцеся кандидаты въ геши и составляют* вер­

ховное судилище: они-то наибол*е ожесточа­

лись противъ Меня, и отъ нихъ разс*вались

ядовигЬйппя в*сти.

„Люди—д'*ти, в*чно озабоченныя, в*чно^суе-

тящшся. Торопясь за неуловимым* „завтра“,

им*ютъ ли они досуг* разбирать й разлагать

сущность вещи, поражающей ихъ взоры?.. Ми­

моходом* они бросают* б*глый взгляд* на ея

наружный вид* и только объ этой наружности

уносят* съ собой воспоминаше. Не ихъ вина,

что взор* часто падает* на предмет* не съ

настоящей точки зр*нш: они какъ вид*ли, такъ

разсудили и осудили. Они правы1

„Горе женщин*, которую обстоятельства или

собственная неопытная воля возносят* на пье­

дестал*, стояпцй на распутьи б*гущихъ за су­

етностью народов*! Горе, если на ней остано­

вится внимаше людей, если къ ней они обра­

тят* свое легкомыслие, ее изберут* ц*лыо взо­

ров* и суждешй! И горе, стократ* горе ей, если,

обольщенная своим* опасным* возвышетемъ,

она взглянет* презрительно на толпу, волную­

щуюся у ног* ея.не разд*литъ съ ней игр* ипри-

хотей, и непреклонитъ головыпредъ ея кумирами!

„Я поняла, наконец*,этувеликую истину, йот*

всей души примирилась съ моими гонителями.“

Этих* указан]й и выпиоокъ слишкомъ

достаточно для того, чтобы читатели наши

увидели, какъ неизмеримо выше веЬхъ пред-

шествовавшихъ ей писательницъ, и въ сти-

хахъ, и въ прозй, стоитъ Зенеида Р—ва.

Ея повести не наполнены сладкими чув-

ствованьицами и розовыми мечганыщами;

нетъ, оне проникнуты одной могучей мы­

слью, которая преследовала ее всю жизнь

и не давала ей покоя. Какъ [автор*, какъ

поэтъ, Зенеида Р —ва имела бы право при­

менить къ себе эти стихи Лермонтова:,

Я знал* одной лишь думы власть,

Одну—но пламенную страсть:

Она, какъ червь, во ми* жила,.

Изгрызла душу и сожгла.

Я эту страсть во тьм* ночной

Вскормил* слезами и тоской,

Ее пред* небом* и землей

Я нын* громко признаю

И о прощеньи не молю.

Безсмысленныя чувства и розовеньшя чув-

сгвованьица начинают* ‘ уже надоедать въ