Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  65 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 65 / 734 Next Page
Page Background

2 1

I. КРЬТИЧЕСКШ СТАТЬИ.

122

просвещенной Европы, и всего мфа. Извест­

но физшлогически, что каждое наше чувство

съ особенной силой развивается на счета дру-

гихъ чувствъ: потерявшие слухъ лучше на-

чинахотъ видеть, осл'Ьшше - лучше слышать,

тоньше осязать. Удивительно ли, что вся

сила духовной натуры женщины выражается

въ любви, когда у женщины не отнято только

одно право любить, а все другш человйче-

скш права решительно отняты? Удивитель­

но ли вместе съ тЬмъ, что тогда въ женщи-

нахъ становится недостаткомъ именно то,

что должно бы составлять ихъ высочайшее

достоинство? Исключительная преданность

любви делаетъ ихъ односторонними и тре­

бовательными: оне кроме любви не хотятъ

признать ничего на свете и требуютъ, чтобъ

мужчина для любви забылъ все друпе ин­

тересы—и общественные вопросы, и обще­

ственную деятельность, и науку, и искус­

ство, и все на свете. Это разрушаете равен­

ство: ибо тогда мужчина не совсемъ безъ

основания начинаете видеть въ женщине

низшее себя существо. Не совсемъ безъ осно-

вашя сказали мы: ибо действительно, какой

сделало ее воспиташе и разныя обществен­

ный отношешя, она—низшее въ сравнеши

съ нимъ существо, хотя въ возможности, ка­

кой создала ее природа, она столько же не

ниже его, сколько и не выше. Это неравен­

ство рождаете разныя отношешя одной сто­

роны къ другой. Бъ мужчине является родъ

презрЪшя и къ женщине, и къ чувству лю­

бви, а вследствш этого охлаждеше, которое

делаете невыносимой неразрывность связы-

вающихъ ихъ узъ. Въ женщине, нанротивъ,

самая опасность потерять сердце любимаго

ей человека только усиливаете ея любовь и

делаете ее навязчивее и требовательнее.

Сверхъ того, продолжительность или неизме­

няемость чувства можетъ быть дорога и по­

чтенна только какъ призраки того, что обе

стороны нашли другъ въ друге полное осу­

ществлена тайныхъ потребностей своего

сердца; иначе это —или простая привычка

(дйло тоже очень хорошее, если результате

бываете счастье), или донъ-кихотская до­

бродетель, способная удивлять и восхищать

только сухихъ и мертвыхъ моралистовъ-ре-

зонеровъ, да еще романтнческихъ поэтовъ-

мечтателей. Если внезапный оххаждешя чув­

ства къ одними предметами и столь же вне­

запный возгаранш чувства къ другими пред­

метами, если они бываютъ действительно,

значите возможность ихъ заключена въ при­

роде сердца человеческаго, и тогда они—не

преступлена и даже не несчастье. Кто спосо-

бенъ понять это, тому всегда легче перенести

подобный разрывъ, и тотъ всегда после него

сохраните свое нравственное здоровье и свою

способность вновь быть счастливыми любовью.

Изъ мужчинъ некоторые это нонимаютъ, и

очень мнопе чувствуютъ это безсознательно;.

что же касается до женщинъ, изъ нихъ мо-

гутъ понимать это разве только одаренный

гениальной натурой. Женщина съ колыбели

воспитывается въ убйждеши, что она всю

жизнь должна принадлежать о дному , при­

надлежать въ качестве вещи. И потому не­

который изъ нихъ иногда обрекаютъ себя

после смерти мужа вечному вдовству—родъ

индайскаго самоеожжешя на кострё умер-

шаго мужа!.. Благодаря романтизму сред-

нихъ вековъ, право, мы въ деле женщинъ

ушли не дальше индШцевъ и турокъ!..

Итакъ, способность привязываться всеми

силами души къ одному предмету зависите

въ женщинахъ не отъ* одной только природ­

ной способности къ любви, но отъ нравстзен-

наго рабства, въ которомъ держать ихъ об­

щественное мнЬше, и которому оне сами по­

коряются съ такой добровольной готовностью,

съ такимъ даже фанатнзмомъ. Получая вос-

питаше хуже, чёмъ жалкое и ничтожное,

хуже, чймъ превратное и неестественное,

скованный но рукамъ и но ногамъ желЬз-

нымъ деспотизмомъ варварскихъ обычаевъ

и лрилшпй, жертвы чуждой безусловной вла­

сти всю жизнь свою, до замужества—рабы

родителей, после замужества—вещи мужей,

считая за стыдъ и за трехъ предаться вполне,

какому-нибудь нравственному интересу, на-

примеръ, искусству, науке,—оне, эти бёдныя

женщины, все запрещенный имъ кораномъ

общественнаго мнйшя блага жизни хотятъ.

во что бы ни стало найти въ одной любви,—

и, разумеется, почти всегда горько и страшно

разочаровываются въ своей надежде. Изме­

нила мужчине надежда на что-нибудь,—

сколько у него выходовъ изъ горя, сколько

дорогъ на поприще жизни, когорыя могугь,

вести его къ той или другой цЬяи! Изменила

женщине любовь,—ей ничего уже не остается

въ жизни, и она должна пасть, погибнуть

подъ бременемъ постягшаго ее бйдствш или

умереть душой для остального времени своей

жизни, сколько бы жи продолжалась эта

жизнь. Не говорите ей объ утйшеши, не ма­

ните ее надеждой, не указывайте ей на оча-

роваше искусствъ, на усладу науки, на бла­

женство высокаго подвига гражданекаго: ни­

чего этого не существуетъ для нея! Возвра­

тите ей любовь любимаго ею, пусть вновь си­

дите онъ подлЪ нея, да глядите въ упоенш

страсти въ ея сшющш блаженствомъ очи!

Бйдная, для нея въ этомъ столько счастья,

тогда какъ только Маниловъ-мужчина сио-

собенъ найти въ этомъ все свое счастье...

Итакъ, даровитая Зенеида Р—ва, сознав­

ши еуществоваше факта, была чужда еозна-

вая причинъ этого факта. Но къ чести ея

надо сказать, что она глубоко понимала уни-