119
С0ЧПНЕН1Я В. Г. Б'ЬЛИНСКАГО.
1 2 0
чинаетъ ихъ любить только съ тбхъ поръ,
какъ они начнутъ становиться и милы,
ж
за
бавны. Ихъ крика и докуки онъ не любить.
Источникъ любви отца къ дбгямъ всегда или
эгоизмъ, или рефлексш, и никогда—природа.
<Они мои дети—они на м е н я похожи—они
продолжать м о е имя—я прижилъ ихъ отъ
моей милой—они обнаруживаю™болышя спо
собности—они много обещаюсь въ будущемъ,»
— думаетъ про себя дражайший родитель,—и
•онъ въ восторге отъ мысли, что онъ любить
своихъ детей, что онъ не только нежный
супругъ, но и примерный отецъ! Правда, и
отецъ можетъ страстно любить детей своихъ,
когда его съ ними соединить нравственное,
духовное родство; но такъ же точно можетъ
онъ любить и прщмыша, даже еще больше,
ч'Ьмъ собственныхъ детей.
Что мать есть пишите дМствительное, а
отецъ — понятае отвлеченное (говоря фило-
софскимъ языкомъ), этому можетъ служить
доказательствомъ и то, что магь не можетъ
не знать, что именно она сама, а не кто-ни
будь другая, мать этого ребенка; ибо она де
вять мйсяцевъ носила его подъ сердцемъ и
въ болйзняхъ дйторождешя произвела его на
■свйтъ... Отцы считаютъ себя отцами д£тей
своихъ, опираясь только на свидетельстве
женъ своихъ, не всегда непреложно истин-
номъ... Для всякаго человека—большое не
счастье не знать своей матери; для многихъ
большое счастье—не знать своихъ отцовъ...
Все люди равно родятся для любви, и безъ
любви ни для кого изъ людей н'Ьтъ ни истин-
наго счастья, ни истинной жизни, но любовь
женщины есть болйе любовь, чймъ любовь
мужчины; въ любви женщины больше кров-
наго, а потому и больше страстнаго,—тогда
какъ въ любви мужчины больше мыслитель-
наго, если можно такъ выразиться. Давно
уже было замечено, что женщина мыслить
сердцемъ, а мужчина и любить головой. Эту
разницу въ характере любви того и другого
пола показали мы въ разнице любви матери и
любви отца. Та же самая разпица найдется
и во всякой другой любви. Замечено, что
мужчины въ любви больше эгоисты, ч£мъ
женщины. Если женщина эгоистка, она уже
совсЬмъ не живетъ сердцемъ, не ищетъ лнлви
л не требуетъ ея; ея вся жизнь въ расчете.
Если же сердце женщины жаждетъ любви, —
онъ предается мужчине со воЬмъ самозабве-
шемъ, со вс’Ьмъ безразсудствомъ слепого
великодушш. Мужчина безъ любви не любить
жить и готовь на веб жертвы и на всякое
безразсудство, пока не достигъ своей ц£ли.
Удовлетворивши своей страсти, онъ вспоми
нав™ о своей будущности, о своихъ обязан-
постяхъ, о святыхъ интересахъ своей души,
и пр., и ч£мъ болЬе делается эгоистомъ, тЬмъ
болйе видитъ въ себе героя. Оттого жен
щины-кокетки, женщины, умЬющш владеть
собой и сдающихся не иначе, какъ долго му-
чивъ влюбленнаго въ нихъ мужчину, и даже
въ связи съ нимъ умйющш мучить его, вер
нее и дольше владЬютъ его сердцемъ. Муж
чины не дорожать легкими победами, хотя бы
причина ихъ легкости заключалась въ пря-
мотй и безхитросгности преданнаго женскаго
сердца. Женщины постояннее въ любви, и
мужчины почти всегда первые охладЬваютъ
къ старой связи и жаждутъ предаться новой
Эта способность внезапно охладевать и
вдругъ чувствовать страшную пустоту и безот
ветность въ сердцй, которое недавно еще было
такъ полно и такъ дружно отвечало бшнш
друга сердца, — эта несчастная способность
бываетъ для благородныхъ мужскихъ натуръ
источникомъ не только невыносимыхъ стра-
дашй, но и совершениаго отчаяшя. Жен
щины всегда готовы любить, — мужчина
можетъ любить только при известной на
строенности своего духа; женщине никогда
и ничто не мешав™ любить; — у мужчины
есть много интересовъ, могущественно борю
щихся съ любовью и часто поб£ждающихъ
ее. Женщина всегда готова для замужества,
независимо отъ ея лета и опыта;—мужчина
только в ь известный л£та и при изв£стномъ
развитая черезъ жизнь и опыта пршбрйтаетъ
нравственную возможность жениться; ему на
до дорасти и развиться до нея; иначе онъ не-
счастн£йнпй челов£къ чрезъ несколько же
дней после своей свадьбы. Женщина, вдругъ
охладевшая къ своему мужу н увлеченная ро
ковой страстью къ другому,—есть исключеше
изъ общаго правила; мужчина съ поэтичееки-
живой натурой, всю жизнь свою привязанный
къ одной женщине,—есть тоже очень редкое
исключеше. Все это совершенная правда; но,
основываясь на всемъ этомъ, еще не сл£дуетъ
изрекать ии безусловнаго благословешя на
женщннъ, ни безусловнаго проклятая на муж-
чияъ: ибо все им£етъ свои причины, след
ственно, свое разумное онравданш.
Мы охотно соглашаемся въ томъ, что ^сама
природа создала женщину преимущественно
для любви; но изъ этого еще не следуетъ,
чтобъ женщина только на одно то и роди
лась, чтобъ любить: напротивъ, изъ этого
сл£дуета, что женщина подъ преимуществен-
нымъ преобладашемъ характера любви и
чувства создана действовать въ т£хъ же са-
мыхъ сферахъ п на т£хъ же самыхъ попри-
щахъ, где дейсгвуеть мужчина подъ пре-
имущественнымъ преобладашемъ ума и со-
зяашя. А между т£мъ общественный поря-
докъ обрекъ женщину на исключительное
служеше любви и преградить ей пути во все
друпя сферы человеческаго сущесгвованш.
Гаремы только фактически принадлежа™
Востоку: въ идее, они — принадлежность и