Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  64 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 64 / 734 Next Page
Page Background

119

С0ЧПНЕН1Я В. Г. Б'ЬЛИНСКАГО.

1 2 0

чинаетъ ихъ любить только съ тбхъ поръ,

какъ они начнутъ становиться и милы,

ж

за­

бавны. Ихъ крика и докуки онъ не любить.

Источникъ любви отца къ дбгямъ всегда или

эгоизмъ, или рефлексш, и никогда—природа.

<Они мои дети—они на м е н я похожи—они

продолжать м о е имя—я прижилъ ихъ отъ

моей милой—они обнаруживаю™болышя спо­

собности—они много обещаюсь въ будущемъ,»

— думаетъ про себя дражайший родитель,—и

•онъ въ восторге отъ мысли, что онъ любить

своихъ детей, что онъ не только нежный

супругъ, но и примерный отецъ! Правда, и

отецъ можетъ страстно любить детей своихъ,

когда его съ ними соединить нравственное,

духовное родство; но такъ же точно можетъ

онъ любить и прщмыша, даже еще больше,

ч'Ьмъ собственныхъ детей.

Что мать есть пишите дМствительное, а

отецъ — понятае отвлеченное (говоря фило-

софскимъ языкомъ), этому можетъ служить

доказательствомъ и то, что магь не можетъ

не знать, что именно она сама, а не кто-ни­

будь другая, мать этого ребенка; ибо она де­

вять мйсяцевъ носила его подъ сердцемъ и

въ болйзняхъ дйторождешя произвела его на

■свйтъ... Отцы считаютъ себя отцами д£тей

своихъ, опираясь только на свидетельстве

женъ своихъ, не всегда непреложно истин-

номъ... Для всякаго человека—большое не­

счастье не знать своей матери; для многихъ

большое счастье—не знать своихъ отцовъ...

Все люди равно родятся для любви, и безъ

любви ни для кого изъ людей н'Ьтъ ни истин-

наго счастья, ни истинной жизни, но любовь

женщины есть болйе любовь, чймъ любовь

мужчины; въ любви женщины больше кров-

наго, а потому и больше страстнаго,—тогда

какъ въ любви мужчины больше мыслитель-

наго, если можно такъ выразиться. Давно

уже было замечено, что женщина мыслить

сердцемъ, а мужчина и любить головой. Эту

разницу въ характере любви того и другого

пола показали мы въ разнице любви матери и

любви отца. Та же самая разпица найдется

и во всякой другой любви. Замечено, что

мужчины въ любви больше эгоисты, ч£мъ

женщины. Если женщина эгоистка, она уже

совсЬмъ не живетъ сердцемъ, не ищетъ лнлви

л не требуетъ ея; ея вся жизнь въ расчете.

Если же сердце женщины жаждетъ любви, —

онъ предается мужчине со воЬмъ самозабве-

шемъ, со вс’Ьмъ безразсудствомъ слепого

великодушш. Мужчина безъ любви не любить

жить и готовь на веб жертвы и на всякое

безразсудство, пока не достигъ своей ц£ли.

Удовлетворивши своей страсти, онъ вспоми­

нав™ о своей будущности, о своихъ обязан-

постяхъ, о святыхъ интересахъ своей души,

и пр., и ч£мъ болЬе делается эгоистомъ, тЬмъ

болйе видитъ въ себе героя. Оттого жен­

щины-кокетки, женщины, умЬющш владеть

собой и сдающихся не иначе, какъ долго му-

чивъ влюбленнаго въ нихъ мужчину, и даже

въ связи съ нимъ умйющш мучить его, вер­

нее и дольше владЬютъ его сердцемъ. Муж­

чины не дорожать легкими победами, хотя бы

причина ихъ легкости заключалась въ пря-

мотй и безхитросгности преданнаго женскаго

сердца. Женщины постояннее въ любви, и

мужчины почти всегда первые охладЬваютъ

къ старой связи и жаждутъ предаться новой

Эта способность внезапно охладевать и

вдругъ чувствовать страшную пустоту и безот­

ветность въ сердцй, которое недавно еще было

такъ полно и такъ дружно отвечало бшнш

друга сердца, — эта несчастная способность

бываетъ для благородныхъ мужскихъ натуръ

источникомъ не только невыносимыхъ стра-

дашй, но и совершениаго отчаяшя. Жен­

щины всегда готовы любить, — мужчина

можетъ любить только при известной на­

строенности своего духа; женщине никогда

и ничто не мешав™ любить; — у мужчины

есть много интересовъ, могущественно борю­

щихся съ любовью и часто поб£ждающихъ

ее. Женщина всегда готова для замужества,

независимо отъ ея лета и опыта;—мужчина

только в ь известный л£та и при изв£стномъ

развитая черезъ жизнь и опыта пршбрйтаетъ

нравственную возможность жениться; ему на­

до дорасти и развиться до нея; иначе онъ не-

счастн£йнпй челов£къ чрезъ несколько же

дней после своей свадьбы. Женщина, вдругъ

охладевшая къ своему мужу н увлеченная ро­

ковой страстью къ другому,—есть исключеше

изъ общаго правила; мужчина съ поэтичееки-

живой натурой, всю жизнь свою привязанный

къ одной женщине,—есть тоже очень редкое

исключеше. Все это совершенная правда; но,

основываясь на всемъ этомъ, еще не сл£дуетъ

изрекать ии безусловнаго благословешя на

женщннъ, ни безусловнаго проклятая на муж-

чияъ: ибо все им£етъ свои причины, след­

ственно, свое разумное онравданш.

Мы охотно соглашаемся въ томъ, что ^сама

природа создала женщину преимущественно

для любви; но изъ этого еще не следуетъ,

чтобъ женщина только на одно то и роди­

лась, чтобъ любить: напротивъ, изъ этого

сл£дуета, что женщина подъ преимуществен-

нымъ преобладашемъ характера любви и

чувства создана действовать въ т£хъ же са-

мыхъ сферахъ п на т£хъ же самыхъ попри-

щахъ, где дейсгвуеть мужчина подъ пре-

имущественнымъ преобладашемъ ума и со-

зяашя. А между т£мъ общественный поря-

докъ обрекъ женщину на исключительное

служеше любви и преградить ей пути во все

друпя сферы человеческаго сущесгвованш.

Гаремы только фактически принадлежа™

Востоку: въ идее, они — принадлежность и