Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  61 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 61 / 734 Next Page
Page Background

113

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

1 1 1

всгЬхъ повестей Зенеиды Р—вой. Первая—

«Идеалъ». Прекрасная, исполненная ума,

души и сердца женщина, закабаленная во­

лей родныхъ въ дозорное рабство продажна-

то брака, обращаетъ всю силу страстнаго

чзтремленш своей любящей натуры на восхи-

тившаго ее своими созданшми поэта, и потоми,

самыми ужасными для себя образоми, узна­

ешь, что этотн поэти, ея идеали, безсовёстно

играли ею, завлекая ее мнимой своей взаим­

ностью. Это открьше стоило ей злой го­

рячки

и

потоми полнаго разочаровашя ви

возможности какого бы то ни было счастья

на земл'Ь; а поэту, идеалу, это ровно ничего

не стоило—они остается здорови и счастливп

вполне... Воти каковы мужчины ви любви!

А женщины?—Посмотрите, каки оппсываетп

автори, своими цветистыми и энергическими

языкомъ, состоите бедной, разочарованной

героини ея повести:

„Я

видИла молодую птичку въ весшЬ ея жизни:

юна въ первый разъ выпорхнула изъ теплаго

тнИзда; ей представились небо, красное солнце

и мщъ Бояйй; какъ радостно забилось ея сердце,

какъ затрепетали крылья? ЗараиЪе она обни-

маетъ ими пространство; заранИе готовится

жить и съ первымъ стремлешемъ попадается въ

руки ловчаго, который не оковываетъ ея цЬпями,

не запираетъ въ клИткИ, нИтъ, онъ выкалываетъ

«й глаза, подрИзываетъ крылья, и бъдная жи-

иетъ въ томъ же мгрН, гдЪ были ей обЪщаиы сво >

бода и столько радостей; ее грИетъ то же солнце,

она дышитъ т'Ьмъ же воздухомъ, но рвется, то-

■скуетъ и, прикованная къ холодной землН, мо-

жетъ только твердить:

не для меня, не для меня

!

Если бъ заперли ее въ железную клИтку, она бы

исклевала ее и пробилась на волю, пли, метаясь,

израненная остршмъ желНза, безъ сожалИнш

разсталась бы съ остальной половиной жизни,

когда лучшая половина у лея отнята. Но она не

въ

клИткИ; не крЪпкш стИны окружаютъ ее; она

■свободна и между т'Ьмъ вЬчная мгла, вЬчное

■бевд'Мствш—вотъ удЬлъ моей птички! Вотъ

удЬлъ Ольги“.

Героиня повести «Утбадла» всеми жер­

твуешь—даже жизнью, решаясь на страшную

смерть отъ руки дикихъ изверговъ,—чтобъ

доставить милому минуту упоенья любовью.

И Утбалла, эта очаровательная калмычка,—

гибнешь жертвой своей великодушной реши­

мости; а ея возлюбленный, тотъ, кому при­

несла она въ жертву молодую жизнь свою?—

Черезъ несколько летъ его видели въ Пе­

тербурге, въ чине полковника,, гуляющаго

но АнглШской набережной подъ руку съ пре­

лестной женщиной... Кто она, эта женщина—

родственница или подруга жизни? «Которо­

му известш верить?... (говорить авторъ) ка­

жется, второе достовернее!,..»

Въ повести «Медальонъ» представлены

две великодушный, любящгя женщины про-

тивъ одного негодяя, изверга-мужчины. Одна

жзъ нихъ — жертва обольщен]я ковярнаго

«ветскаго человека, ослепла отъ слезъ, узнав ь

«го нЬроломство; другая, сестра ея, зав е

каетъ его тонкимъ кокетствомъ, влюбляешь

въ себя, и когда онъ готовь на все, даже

жениться на ней, отказываясь отъ выгодной

партш, она читаешь ему при многочислен-

номъ обществе, будто бы сочиненную ею по­

весть, а въ самомъ д е л е - разсказъ о его

преступному, поступке съ ея сестрой; откры-

ваетъ медальонъ н показываетъ ему портретъ

его жертвы, своей слепой сестры... Модный

нзвергъ вполне почувствовалъ ядовитую го­

речь женскаго мщенш...

Въ повъсти «Суди Света» представленъ

мужчина, способный къ любви на жизнь и

на смерть, но все-таки не умеюицй любить:

недостатокъ доверенности и дикая, зьерская

ревность къ любимой женщине увлекаютъ

его къ безумному

угпйству

и губятъ навсегда

предметъ его любви. А эта женщина умела

любить—и зато погибла жертвой того, кого

любила...

«Теофашя Аббшджю»—решительно луч­

шая изъ всехъ новостей Зенеиды Р—вой —

есть самая злая сатира на мужчинъ, самая

неумолимая улика имъ въ ихъ тупости и

близорукости въ дйле любви. Александръ

Долиньи, герой повести, человекъ съ глубо-

кимъ чувствомъ, съ благородной душой, съ

характеромъ не только возвышенными, но и

сосредоточенными, непоколебимо твердыми,—

и

несмотря на все это, въ вопросе о любви

онъ такъ же ничтоженъ, такъ же пошли, какъ

и все вообще мужчины.—И зато въ какомъ

колоссальномъ величии является яередъ ними

Теофашя, которую онъ въ мужской слепоте

своей считали за натуру холодную и неспо­

собную къ любви, и которую опъ променяли

на светскую кокетку правда, не лишенную

страсти, но пустую и мелочную.,. Какъ жа-

локъ и смешонъ этотъ Долиньи, сконфузив­

шийся отъ вопроса своего знакомаго о висЬв-

шемъ у него на фраке ордене и догадавнпй-

ся изъ разсказа знакомаго, какой глубокой

страстью горбла къ нему Теофашя... Й какъ

возвышенна эта Теофашя въ ея молчалн-

вомъ и гордомъ страдаши, въ ея свободиомъ

примпреши съ мыслью о безплодно погиб­

шей жизни и о разрушенныхъ навеки луч-

шихъ надеждахъ ея!..

Вь «Любиньке» опять мужчина, не умею­

щей понять любимой имъ женщины, слепой

и

ограниченный въ деле любви, несмотря

на все свои достоинства въ другихъ отно-

шеншхъ, несмотря на то, что онъ—человЬкъ

благородный, дута восторженная и любящая...

И опять женщина нодавляетъ мужчину сво­

ими великодуипемъ, своей безграничной пре­

данностью и светлыми самопожертвовашемъ

въ деде любви...

И вотъ мы насчитали уже шесть пове­

стей, проникпутыхъ все одной и той же

мыслью. Есть, правда, у Зенеиды Р —вой две,