Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  654 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 654 / 734 Next Page
Page Background

533

П.

Б И В Л I О Г Р А Ф I Я.

534

Несчастный Анакреонъ, счастливый Держа­

винъ!..

И однако жъ Державинъ въ свое время

все-таки былъ велиюй поэтъ: чймъ бы онъ

былъ, еслибъ явился въ наше время? Время

много значитъ, но при таланте природномъ.

Тредьяковсгай и въ наше время былъ бы

плохимъ поэтомъ. Державинъ кропаетъ пло-

хш стихи, смиренно удивляется недостижи­

мому генш Ломоносова и Хераскова, — и

вдругъ решается проложить себе особый

путь, и пишетъ «Фелииу»,—произведете до

того самобытное и оригинальное, исполнен­

ное ума и поэтической грацш, что эстетики

сбились съ толку, не зная, къ какому роду

сочинешй отнести его. Для «Фелицы» Дер­

жавину не было образновъ ни въ русской

и ни въ какой другой литературе. Какъ бы

онъ много выигралъ, если бъ никогда не

сходилъ съ <своего особаго пути»! Но на

одной струне не много наиграешь, а дру-

гихъ не было. Да и не такое тогда было

время, чтобъ поэтъ могъ всегда итти своей

дорогой, не забегая ва чужы: Державинъ,

этотъ колоссъ не только въ сравнены съ

какимъ-нибудь Херасковымъ, но и съ са-

мимъ Ломоносовым^ никогда не переста-

валъ смотреть на нихъ, какъ на высппе об­

разцы.

И удивительно ли это, если Дмитршвъ,

поэтъ уже другого, несравненно, более обра-

зованнаго поколйнш, сказали о Херасков!;:

Пускай отъ зависти сердца въ зоилахъ но-

ютъ:

Хераскову они вреда не нанесутъ;

Владимиръ, 1оаннъ щитомъ его пикроютъ

И въ храмъ бевсмертья приведутъ.

Все это доказываетъ только, что поэзш

не является вдругъ готовой: поэзш нужно

время для развитая. Державинъ былъ только

первыми ея проблескомъ и провозвйстни-

комъ на Руси. Делаемое Полевыми разде­

лены поэтовъ на истинныхъ и ложныхъ со­

вершенно произвольно. Ложный поэтъ такое

же ложное выражеш'е, какъ и холодный

огонь, сухая вода. Одинъ поэтъ можетъ быть

выше, другой ниже, и такъ до безконечности;

но какъ бы ни малъ былъ поэтъ, онъ уже

не ложный поэтъ, если только онъ поэтъ.

И потому мы никэчъ не можемъ согласиться

съ Полевыми, чтобъ на Руси было два по­

эта—Державинъ и Пугакинъ. Мы считаемъ

поэтами (само собой разумеется, истинными)

не только Крылова, Жуковскаго и Батюш­

кова, но Хемницера, Фонвизина, Карамзина,

Дмитрова, Озерова, и думаемъ, что русская

поэзш послй Державина должна была пройти

чрезъ всехъ нихъ, чтобъ дойти до полнаго

своего развитая въ Пушкине. По-нашему,

Державинъ это—Пушкинъ, не перешеднпй

черезъ рядъ поименованныхъ нами поэтовъ

и черезъ поколены, которыхъ они были

выразителями; Пушкинъ — это Державинъ,

перешеднпй черезъ нпхъ. Разумеется, этого

сравнены, сделаннаго для пояснены нашей

мысли, нельзя принимать буквально, уже и

потому, что Пушкинъ и въ отношены къ

естественному таланту былъ выше, глубже

и многостороннее Державина: его талантъ

обнималъ и лирику, и эпопею, и драму, и

во всехъ странахъ мща былъ у себя дома.

Вспомните «Галуба», «Каменная Гостя»,

«Египетскш Ночи», «Меднаго Всадника»,

«Русалку», Сцену изъ Фауста», «Моцарта и

Сальери», «Пиръ во время чумы», опыты

восточной поэзш, аятологическш. стихотворе­

ны,—какое разнообразы!..

Если у Державина нетъ ни одной пьесы,

которая была бы художественна, т. е. вполне

выдержана, т. е. во время и на месте за­

ключена, окончательно отделана, чужда прс-

заическихъ выражений, прозаическихъ стп-

ховъ, охлаждающихъ чувство читателя, чужда

риторики, неточныхъ словъ и фразъ, всего

лишняго; если у него такъ много пьесъ на­

половину хорошихъ, наполовину плохнхъ

и еще больше совершенно плохнхъ, — въ

этомъ, повторяемъ, виноватъ не онъ, а его

время; это происходило не отъ слабаго та­

ланта, а отъ времени. На долю Державина

выпало неудобство быть начинающимъ и

явиться въ неблагопрштное для поэзш вре­

мя: вотъ причина всехъ недостатковъ его

поэзш, тогда какъ все ея красоты принад­

лежать одному ему и соетавляютъ его не­

отъемлемую заслугу.

Но какъ бы то ни было, теперь его уже

не читаютъ; теперь его поэзш более пред­

мета изучены, нежели наслаждены. И въ

этомъ отношенш онъ вполне поэтъ к л а с ­

с и ч е с к и немного есть писателей (и не

у однихъ насъ), изучены которыхъ можетъ

быть такъ поучительно для юношества. Та­

ково свойство гены: его недостатки такъ же

поучительны, какъ и достоинства. Только для

изучены Державина одна эстетическая точка

воззрены никуда не годится; его должно

изучать и съ эстетической, и съ истори­

ческой точки зрены.

Теперь спрашиваемъ всехъ благомысля-

щихъ людей: что въ нашемъ сужденш о

Державине, если бъ даже оно было и совер­

шенно ошибочно и ложно,1чт5. въ немъ

оскорбительная для памяти Державина и

для чести русской литературы, какъ угодно

находить его нашему критику, Полевому?..