Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  653 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 653 / 734 Next Page
Page Background

531

С0ЧИНЕН1Я В. Г. ВЫИНСКАГО.

532

и ему дйлаетъ великую честь то, что въ

немъ, наконедъ, поэтъ побйдилъ чиновника,

хотя и поздно. Еще и теперь, въ наше время,

когда правительство давно уже затрудняется

не наборомъ чиновниковъ,’ а ихъ издише-

ствомъ, когда на каждое самое ничтожное

мйсто является по сту кандидатовъ и иска­

телей, и когда деньги смйло уже соперни-

чествуютъ съ чиномъ,—и теперь, говоримъ

мы. кто не служитъ, не им'Ьетъ чина, на

того вей смотрятъ съ такимъ удивлешемъ и

такимъ любопытствомъ, какъ стали бы смо-

трйть на человека, который лйтомъ, въ жары,

ходитъ въ медвйжьей шубй, а зимой—боси-

комъ, въ одной рубашкй... Вотъ каше глу-

6oKie

корни пустила бюрократа въ русскую

жизнь, вотъ какъ хорошо принялась на рус­

ской почий германская табель о рангахъ!..

Что же въ этомъ отношеши должно было

быть во времена Державина? Тогда никакой

гешй, какъ бы онъ ни былъ огроменъ, не

могъ видйть къ себй ни малййшаго ува-

жешя до тйхъ поръ, пока не видйлъ себя

въ чинй по крайней мйрй статскаго совйт-

ника... И нто очень просто, очень естествен­

но. Развй Байронъ, этотъ либеральный поэтъ,

не гордился своимъ аристократическимъ про-

исхождешемъ болйе, нежели своимъ поэти­

ческими гешемъ? А почему? — потому что

онъ былъ англичанинъ. Какъ же было Дер­

жавину не увлечься общей заразой чинов­

ничества? Человйку невозможно жить безъ

людей, а подъ какими звашемъ вошедъ бы

въ ихъ круги Державинъ — неужели подъ

звашемъ п о э т а? Но тогда такого звашя

не было, а если и было, то чймъ-то похо­

жими на зваше шута или скомороха. Зваше

чиновника тогда не только было, но и на­

ходилось въ почетй: и вотъ, чтобъ войти

къ людями и в ы й т и въ люди , Державинъ

захотйлъ быть чиновникомъ. Не сами ли

бюграфъ Державина говорить: «Дивились,

что дйла поручаются шитй, стихоплету или,

какъ они себя великолйпно называютъ.—

говорить Кургаповъ въ своемъ П и с ь м о в -

н и к й, — стихотворцу, и чины и деньги

даютъ—за стихи». Чймъ же зваше шута

или скомороха было тогда выше званш по­

эта?..

Этотъ духъ чиновничества, насквозь про-

никавннй тогдашнее общество, наложили свою

печать и на поэзш Державина. Это поэзш

хвалебная, вос'пйвательная, преисполненная

богами и полубогами, которые теперь вей

сдйлались простыми людьми, а нйкоторые

и вовсе забыты. Это поэзш, исполненная

аффектацш, искренняя въ отношен:'и къ са­

мому поэту, но лицемйрная въ отношеши

къ эпохй,—этой эпохй меценатовъ, мило-

стивцевъ, поклонниковъ и прихлебателей.

Это поэзш риторическая, дрнкливая до хри­

поты и надрыва груди, поэзш, разеуждав-

шая въ стихахъ н располагавшая торжест­

венный оды по правилами схоластической

диссертацш. Пусть критики-исполины на­

шего времени говорить, что при извйетш о

взятш Измаила Державинъ г р я н у л и одой:

мы, критики-пигмеи, только съ трудомъ мо-

жемъ дочитывать до конца эту длинную

«похвальную рйчь въ стихахъ», гдй, въ видй

риторики, фосфорическими блескомъ вспы-

хиваютъ мйстами искры поэзш. Пусть люди,

привыкшие по преданно видйть въ одй «Боги»

какое-то колоссальное произведете, велича-

ютъ Державина пйвцомъ Бога; но мы въ

этой одй видимъ много внйшняго блеска,

xopomie по своему времени стихи, больше

же всего холодной декламацш. Пйвецъ «Во­

допада»—другое дйло! Тутъ Державинъ ве­

лики. Мнопе не знаютъ, какъ и восхвалить

Державина за «Оду на возвращеше графа

Зубова изъ Персии», а между тймъ чтб въ

ней?—сперва резонерство въ холодныхъ сти­

хахъ, потомъ не совсймъ вйрныя и живыя

(даже поэтически) картины Кавказа. Чт5 таг

кое, напримйръ, эти стихи:

Ты видЬлъ, какъ въ степи средь зною

Огромныхъ

змЬй

стога

кишатъ,

Какъ блещутъ пестрой чешуею

И льютъ, шипя, другъ въ друга ядъ.

Въ тй времена поэту не было никакого

дйла до дййствительности; онъ опирался

только на свою фантазш. Что ему за дйло,

что Кавказъ—не Ипдш, и въ немъ нйтъ

огромныхъ змйй, что змйи нигдй не кишатъ

с т о г а м и , что въ стога складывается толь­

ко ейно, и что змйи никогда не забавляются

переливаю емъ яда другъ въ друга? Но возь-

мемъ пьесу «Руссгая Дйвушки». Не будемъ

ея выписывать—она и такъ слишкомъ веймъ

извйстна, потому что написана прекрасными

стихами. Если вы видйли въ деревняхъ «рос-

сгйскихъ дйвушекъ», то знаете, какъ гращ-

озно онй пляшутъ, и знаете, что онй пля-

шутъ не въ башмачкахъ, а въ котахъ, а

иногда и въ лаптяхъ, въ сарафанахъ, кото­

рые вовсе не гращозно перерйзываютъ по-

перекъ ими грудь, съ головами, умащен­

ными коровьими масломъ, съ красными и

заскорузлыми руками, незнакомыми съ мы-

ломъ; знаете, какъ богаты онй «златыми

лентами» и «драгими жемчугами»; знаете, что

такое «рогайсшй» пастушокъ и его свирйлы

сравните же то, что вы знаете, съ тймъ, чтА

описали Державинъ, и въ восторгй восклик­

ните вмйстй съ ними къ Анакреону:

Воль бы

видйлъ дЪвъ сихъ красныхъ.

Ты бъ гречанокъ позабыли,

И на крыльяхъ сладострастныхъ

Твой эротъ прикованъ былъ.