Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  650 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 650 / 734 Next Page
Page Background

525

XT. Б И Б Л 1 0 Г Р А Ф 1 Я .

526

Державина у насъ былъ одинъ и с т и н н ы й

поэтъ—Пушкинъ. Полно те!.. Но эти слова

явно порождены скромностью автора статьи:

иначе онъ нашелъ бы на Руси и третьяго

«истиннаго» поэта: напримйръ, хоть знаме-

нитаго автора «Клятвы при гробй Господ-

немъ», «Аббаддонны», «Живописца», «Бла­

женства Безумия»,«Параши Сибирячки», «0е-

досьи Сидоровны» и другихъ воистину по-

этическихъ созданхй...

Статья Полевого разделяется на двй части:

въ одной—собственно бюграфта Державина,

въ другой—суждеше о Державине. За исклю-

четемъ пятенъ, о которыхъ мы говорили и

которыми кой-где позапачкана бшграфта Дер­

жавина,—она такъ себе, а за неимйшемъ

лучшей, годится. Ведь всякий пишетъ какъ

можетъ и какъ умйетъ; должно быть снисхо-

дительнымъ. Но вторая, критическая, часть

статьи возбуждаетъ только сострадате и жа­

лость. Тутъ видно не одно отсутствта опреде­

ленной, ясной, хотя бы и ложной мысли: тутъ

видно желаше и въ то же время безсилш

остановиться на какой-нибудь мысли. И усилы

перекричать всехъ, и уступочки, и храбро-

ванье, и смиренномудрая боязнь, и брань на

противниковъ, и искажете ихъ мнйтй, и

самодовольство, и много сдовъ, и мало дела,

и въ заключены—ровно ничего... Наговоривъ

много и не сказавъ ничего, авторъ, собрав­

шись съ силами и сделавъ to u r de force

отчаянной храбрости, въ такихъ варажентахъ

пускается на брань и полемику:

„Къ сожал'Ьнш,

мнопе

критики наши, не по­

нимая Державина, говорятъ иначе (т. е. не такъ,

какъ говорить Полевой—именно,

къ сожалп-

«

wo!).

Какъ безусловно хвалили его въ старину,

какъ по ложной мЪрк'Ь клисеицизма размЪри-

вали прежде его творены, такъ нынЪ, когда

обязанностью критика мнопе считаютъ непре­

менное

осужденге,

когда каждый предметъ,

подвергнутый критическому воззрение, мнопе

почитаютъ чемъ-то въ роде обвиненнаго, при-

званнаго къ допросу передъ прокурора жур-

нальнаго, и великая тень Державина призы­

вается къ пигмейскому суду и осуждается по

статьямъ мирмидонскаго журнальнаго уложены.

Примеры не далеко. Не упоминая именъ, вспо-

мнимъ о критике, который после долгаго му-

дрованы осудилъ Державина за недостатокъ

художественности,

стоя на колЪняхъ передъ

жалкими

произведеншми новЪйшихъ

роман-

тиковъ

(?) и съ восторгомъ разематривая

во­

нючую грязь какого-нибудь малограмотнаго ро­

маниста.

Такта сужденш не стоили бы дру­

гого ответа, кроме улыбки сожаленш, ибо

время и безъ насъ смываетъ ихъ, какъ гряз­

ный пятна, съ истинно великаго, но намъ жаль,

если подобный близорукш осуждены увлека-

ютъ юное поколЪше“.

Читая эти строки, невольно думаешь, что

читаешь выходки старыхъ поборниковъ такъ-

называвшагося въ старину «классицизма»

противъ Полевого, когда онъ ратовалъ за

такъ-называвппйся въ тй блаженныя времена

«романтизмъ». Тотъ же слогъ, тотъ жеязыкъ,

та же манера, тй же уловки и та же враж­

дебность противъ всего новаго, противъ вся-

каго движента впередъ, противъ всякаго успй-

ха! Напрасно же Полевой въ то время отни-

малъ у своихъ антагонистовъ всякое даро­

ваны, всякую заслугу: вйдь вотъ пригоди­

лись же они, пришлось же и ему теперь

играть ихъ роль, которая тогда ему казалась

такой жалкой! Но разберемъ сказанное По-

левымъ.

Напрасно избйгаетъ онъ упоминать имена,

особенно тамъ, гдй они сами собой выста­

вляются и бросаются въ глаза каждому, кто

не слйпъ. Мы скажемъ, о какомъ критикй-

пигмей вспоминаетъ нашъ критикъ-колоссъ,

критикъ-великанъ; скажемъ, передъ какими

жалкими произведеншми и какихъ новййшихъ

романтиковъ заставляетъ критикъ-исполинъ.

становиться на колйни критика-пигмея: ска­

жемъ, наконецъ, какую грязь и какого м а ­

л о г р а м о т н а г о романиста критики-ги­

ганта заставляетъ съ восторгомъ разсматри-

вать критика-пигмея. Разгадать все это очень

нетрудно. Во второй книжкй «Отечествен-

ныхъ Записокъ» 1843 года былъ напечатанъ

критическШ разборъ сочинешй Державина,

по случаю изданнаго Глазуновымъ собраны

творетй этого поэта. Въ означенной статьй

авторъ или, если угодно, критикъ-пигмей,

равно удаляясь ота дйтскаго, безотчетно во-

сторженнаго удивлены къ Державину и ота

ложной гордости успйхами современности,—

гордости, которая мйшаетъ отдавать должную

справедливость заслугамъ прошедшаго,—по­

пытался взглянуть на сочинены Державина и

съ эстетической, и съ исторической точки

зрйнш. Результатомъ его изслйдовашй было

то, что со стороны естественнаго, непосред-

ственнаго таланта Державине—гораздо болйе,

нежели необыкновенный талантъ, что въ со-

чиненыхъ его брызжута искры тональности;

но что эпоха, въ которую онъ жилъ, не

могла воспитать такого таланта, ни дать бо-

гатаго содержанта для его творческой дйя-

тельности, и потому сочинены Державина,

удивляя насъ страшной силой естественнаго

таланта, мгновенными вспышками и пробле­

сками гешальности, въ то же время бйдны

внутренннмъ содержатемъ, часто до совер­

шенной пустоты, мотивы ихъ вертятся на

внйшностяхъ и отзываются газетными ре-

ляцтами; и что, наконецъ, почти пи одна пьеса

Державина не выдержана въ цйломъ, не

чужда риторики, и вей онй бйдны х у д о ж е ­

с т в е н н о с т ь ю . Все это въ статьй было

развито, на все приведены были доказатель­

ства, скрйпленныя выписками стиховъ Дер­

жавина. Статья была замйчена публикой

<

ко­

торая давно уже привыкла только въ «Оте-

чественныхъ Запискахъ» замйчать крптиче--