Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  652 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 652 / 734 Next Page
Page Background

529

II.

В И Б Л I О Г Р А Ф I Я.

530

Но довольно: вспомнимъ русскую посло­

вицу о л е ж а ч е м ъ , и оставпмъ Полевого

въ покое, чтобъ сказать нисколько словъ о

предмете гораздо поважнее —о самомъ Дер­

жавипЬ.

Державипъ— истинно велпшй поэтъ, но въ

возможности, а не въ действительности. При­

рода создала его гешемъ, но эпоха, въ ко­

торую онъ жилъ, обр'Ьзала ему крылья: ви-

димъ. могуч1й взмахъ, видимъ смелые и

быстрые порывы въ небо; но ровнаго и спо-

койнаго паренш не видимъ: взлетптъ — и

опустится, упадетъ— и опять ринется вверхъ...

Если ужъ пошло на сравненш, Державинъ

—могучй дубъ, котораго вершина должна

бы уйти далеко въ небо, а широюя ветви

покрыть густой тенью необъятное простран­

ство, но который никогда не могъ развить­

ся до размЬровъ и до могучей красоты, на­

значенной ему природой, потому что корни

его встретили каменистую почву, которая не

дала пмъ ни углубиться, ни найти для себя

достаточного питании Еакъ!— скажутъ— бле­

стящее царствоваше Екатерины II было без-

плодной почвой для поэзш?.. Отвечаемъ:

царствоваше Екатерины П потому и было

велико и плодотворно для русской земли,

что оно первое приготовило почву для всехъ

благоуханныхъ и роскошныхъ цветовъ граж­

данственности и общественности, следова­

тельно, и поэзш; поэзш и не замедлила явить­

ся въ благословенное царствоваше Але­

ксандра I, на закате котораго она развер­

нулась, въ лице Пушкина, пышнымъ цвё-

томъ. Все на свете начинается не съ сере­

дины и не съ конца, а съ начала: истина

простая, но въ приложенш немногими по­

нимаемая. Посредствомъ известнаго хими-

ческаго раствора до невероятной степени

можно ускорить выходъ изъ земли и развитае

некоторыхъ растешй; но для гражданствен­

ности, общественности и поэзш нетъ такого

химическаго раствора. Екатерина II именно

темъ. и много сделала для внутренней жизни

Россш, что многое сделала, не торопясь ви­

деть результаты своихъ начинашй. Она могла

способствовать началу, возникновенш рус­

ской литературы, но русской литературы

создать не могла, хотя русская литература

и обязана своимъ быстрымъ развитаемъ тймъ

попеченшмъ, который великая монархиня

прилагала о ея возникновенш. Литература

и поэзш— растешя, который требуютъ, чтобъ

для нихъ была приготовлена почва, потомъ

положены въ нее зерна, и тогда они сперва

всходятъ стебелькомъ, потомъ опушаются

листомъ, потомъ долго растутъ прежде,- не­

жели дадутъ цветъ и плодъ. Тутъ скачковъ

не можетъ быть.

И вотъ этотъ-то законъ постепенности и

последовательности въ развитая осудилъ Дер­

жавина не достигнуть полного облацанш

огромными силами, данными ему природой.

Въ его время не было п не могло быть

истиннаго понятая о поэзш уже потому толь­

ко, что не было въ обществе потребности къ

поэзш. О ней тогда знали только черезъ Ло­

моносова, и то потому, что она обратила на

него внимаше и милости монарипи и изъ

низкаго звашя довела его до болыиихъ чи-

новъ. Если бъ въ то время за стихи не да­

вали чиновъ, о стихахъ никто и знать не

хотйлъ бы... Сами поэты того времени по­

нимали поэзш, какъ в о с п е в а н т а , въ

смысле в о с х в а л е н т а сильныхъ земли, и

поэзш была риторикой. Такъ понималъ ее и

Державинъ, съ чувствомъ смиренш удивляв-

ппйся паретю Ломоносова, Хераскова и даже

Петрова. Что дало Державину известность

и славу въ тогдашней Россш: его талантъ,

его гешй, его творенш? — Нисколько! На

него обратила внимаше Императрица, кото­

рую «Фелица» его восхитила до слезъ; онъ

получилъ отъ Фелицы драгоценную таба­

керку съ червонцами; онъ, бедный, ничтож­

ный дворянинъ и чиновникъ, вскоре после

того былъ представленъ Императрице, ко­

торая, проходя мимо него, остановилась,

пристально на него посмотрела и молча дала

ему поцеловать свою руку. Этого было до­

статочно, чтобъ все и всё признали стихи

Державина за гешальнейшее произведете,

Коковы бы эти стихи ни были... Накая же

поэзш могла быть въ такомъ обществе, и

на что ему была поэзш? О Державине за­

говорили дворъ, и гулъ этого говора более

или менее отозвался глухо тамъ и сямъ въ

среднемъ дворянстве и ученомъ классе. До­

стоинство стиховъ Державина измеряли важ­

ностью данныхъ ему награди, гешй меряли

чиномъ... Но разве, скажутъ нами, это Дер­

жавину могло мешать быть гешемъ и писать

гешальные стихи: ведь его поэтомъ сделала

природа, а не общество?— Такъ; но въ томъ-

то и худо, что только природа участвовала

въ его художественномъ образовании, а то­

гдашнее общество только убивало въ немъ

талантъ и мАшало ему развиваться. Поэтъ

столько же зависши отъ общества, сколько

п отъ природы: и какъ одно общество безъ

прпроды, такъ и природа безъ общества не

могутъ создать полнаго поэта. Державинъ

служитъ самыми блестящимъ и самыми ра­

зительными доказательствомъ этой истины.

Полевой какъ будто, ставить Державину въ

вину, что въ немъ всю его жизнь чиновникъ

боролся съ поэтомъ, и что онъ, во чтб бы

ни стало, хотелъ быть деловыми человекомъ

и бросали поэзпо для приказныхъ бумаги.

Мы, напротивъ, нисколько не винимъ въ

этомъ Державина, потому что онъ не могъ

иначе чувствовать, мыслить и действовать,