Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  649 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 649 / 734 Next Page
Page Background

52Б

ОО'ШНЕШЯ В. Г . БКЛИНСКАГО.

524

лексиконъ руссшй. Хлопотливо и тяжело,—

а нельзя иначе при подобныхъ изслЕдова-

ншхъ, если не хотите нагромоздить кучу

произвольныхъ правилъ, ноторыхъ языкъ и

не думалъ признавать. Васильевъ приводить

въ своей брошюрЕ разительный примЕръ

подобной произвольности, происшедшей отъ

легкости въ работЕ. Гречъ говорить: «Если

надъ буквой

е

находится удареше и гласная

(также полугласная), то о н а я произносится

какъ

йо

(т. е. какъ

ё):

напримЕръ, елка,

твердо, дерну, блеклый, медь. То же быва-

етъ, когда

е

находится въ концЕ слова:

житье, сине, мое» («Практ. Русская Грам­

матика», 1834 г., стр. 416). Васильевъ при­

водить множество словъ въ опровержеше

этого правила: «верба, векша, жертва, тра­

пеза, горе, ложе, море, поле», и проч. Но

изложеше правилъ, открытыхъ (числомъ 12)

Васильевымъ объ употребленш буквы

ё,

бы­

ло бы излишне въ нашей статьЕ. Наше дЕло

указать хорошее, а кто хочетъ увидЕть его

самъ, можетъ обратиться къ самой бро­

шюрка.

Очень интересно и второе разыскаше: «Объ

образовали именъ уменынительныхъ рода

мужевйаго и женскаго»,—интересно, какъ по

разбору мнЕнШ Греча и Востокова объ этомъ

предметГ, такъ и по выводамъ самого ав­

тора. Вообще брошюрка Васильева такого

рода, что ни одинъ будунцй составитель

грамматики не обойдется безъ того, чтобъ,

при трудЕ своемъ, не принять ея къ свЕ-

дЕнш, а иногда даже и не посовЕтоватьея

съ ней.

Слова на оберткЕ брошюры: «первый вы­

пуски» обЕщаютъ намъ продолжение трудовъ

Васильева по части разрабатывашя русской

грамматики: очень рады!

Сочинен!;) Державина.

Бюграфгя

писана

Е. А.

Полевымъ. Жзданге

Д .

П.

Штукина. Спб.

1845.

Самое поразительное изъ отрицательныхъ

достоинствъ этого изданш составляетъ при­

ложенная къ нему статья Полевого: «Держа-

винъ и его творенш». Это ужъ тысяча

первый неудачный опытъ стараго журна­

листа, когда-то имЕвшаго въ русской лит'--

ратурЕ сильный голосъ и считавшегося отлич-

нымъ критикомъ, удержать за собой право

этого голоса и поддержать въ настоящее

время идеи и взгляды, хронологически уста-

рЕвнпе цЕлыни пятнадцатью годами, а исто­

рически—пЕлымъ полувЕкомъ. Но хуже всего

въ “этой статьЕ то, чти оя авторъ позволилъ

себЕ забыть важность предмета, о которомъ

безъ оглядки принялся судить и вкривь, и

вкось, и въ свои отсталый суждешя о Дер­

жавинЕ вмЕщалъ мелкую журнальную поле­

мику, вслЕдствш досадъ и огорчетй, испы-

танныхъ имъ отъ успЕховъ нашего времени

и отъ уроковъ, полученныхъ имъ отъ людей

новаго поколЕнш. ИзвЕстное дЕло, что вмЕ-

стЕ съ Булгаринымъ и нЕкоторыми другими

старыми литераторами Полевой видитъ въ

ГоголЕ не больше какъ безграмотиаго пи­

саку, а въ его «РевизорЕ» —грубый фарсъ.

Положимътакъ: всякШ понимаетъ вещи, какъ

можетъ и какъ умЕетъ. Почему же и Поле­

вому не понимать Гоголя по-своему? Это

вЕдь старая исторш: Карамзина молодое по-

колЕше встрЕтило восторгомъ, а старое

бранью; Пушкина молодое поколЕнш встрЕ­

тило чуть не идолопоклонствомъ, а старое—

ожесточенной враждой. Почему же и Гоголю

не раздЕлить участи такихъ людей, какъ

Карамзинъ и Пушкинъ?—это доказываешь

только его великость, какъ поэта. И почему

же Полевому не смотрЕть на Гоголя по-стар­

чески?-это доказываешь только его отста­

лость отъ вЕка и близорукость, какъ критика.

Но вошь чтб худо: зачЕмъ мЕшать Гоголя

въ бшграфто Державина? зачЕмъ, восхваляя

Державина, бранить Гоголя?.. Это значитъ

не кстати вмЕшивать свою личность туда,

гдЕ о ней не можетъ быть рЕчи,—досаду и

раздражеше, мелочныя и ничтожныя, при-

цЕплять къ великому имени... Это ли ува­

жение и благоговЕпш къ имени Державина,

который Полевой вмЕняетъ себЕ въ такую

заслугу?.. Вотъ что между прочимъ говоритъ

онъ на У1-й страницЕ своей злополучной

статьи: «Веревкинъ (директоръ Казанской

гимназш, въ которой воспитывался Держа-

винъ) учредилъ даже Театръ. ибо и самъ онъ

бьтлъ драматичеетай писатель, и заставлялъ

хохотать своимъ Т а к ъ и Д о л ж н о н е менЕе

Ф и л а т о к ъ и Р е в и з о р о в ъ нынЕга-

нихъ»... Какъ! «Ревизоръ» наравнЕ съ «Фи-

латками»! Но съ чЕмъ же послЕ этого можно

сравнить «Парашу Сибигячку», «Елену Глин­

скую», «Нерезполосныя ВладЕнш», «ведоеью-

Сидоровну» и друпя изящныя произведетя,

которыми досужество Полевого обогатило-

сцену Александринскаго театра?.. Если «Ре-

визоръ»— «Филатка», то чтб же онЕ, эти

пьесы, эти побочный дЕти искусства, кото-

рыхъ народила досужая фантазш Полевого?..

Но не однимъ этимъ достается Гоголю: уви-

димъ нЕчто получше; увидимъ, что не одному

Гоголю достается. Уже тысячу-тысячъ разъ

повторилъ Полевой, что «Пушкинъ емЕнилъ

поэзго на прозу и увлекся ничтожной свЕт-

ской жизнью»: это же повторено и въ бш-

графш Державина. Въ самомъ дЕлЕ. зачЕмъ

Пушкинъ увлекся ничтожной с в Е т с к о й

жизнью, а не увлекся великой мЕщанской

жизнью? Но на Пушкина Полевой не до

конца разгнЕвался: онъ говоритъ, что послЕ