1 1 1
С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪДИНСКАГО.
1 1 2
чувствомъ, одной думой, и то чувство—ме-
ланхолш, ']а дума —мысль о бдизномъ концй,
о тихомъ покой могилы, украшенной весен
ними цвйтамп. У Сары Толстой это монотон
ное чувство и эта однообразная дума выска
зались поэтически. Стихотворешя Сары Тол
стой нельзя читать какъ только произведе-
нш поэзш; вмйстй съ тймъ они и поэтиче
ская бюграфш одной изъ самыхъ странныхъ,
самыхъ оригинальныхъ, самыхъ поэтиче-
скихъ и но натурй, и по судьбй, и по таланту,
п по духу личностей. Это прекрасное явле-
вш промелькнуло безъ слйда и памяти. Да и
кому нужно у насъ замечать т а т я явление,
не состояния нн въ какомъ классй?... Мо-
жетъ быть, въ этомъ случай заслуженная
нзвйстность Сары Толстой много потеряла отъ
того, что ея стихотворешя изданы не для пу
блики, а для тйснаго круга ея родныхъ и
знакомыхъ, и при томъ въ довольно плохомъ
переводй и еъ дурно написаннымъ предисло-
вшмъ.—Къ замйчательнымъ явлешямъ по-
слйдняго времени русской литературы при
надлежать повйсти Жуковой. Въ нихъ много
чувства, и онй отличаются прекраснымъ
разсказомъ: вотъ ихъ неотъемлемыя достоин
ства. Но вмйстй съ тймъ онй чужды иронш,
жизнь въ нихъ представляется не въ ея
собственномъ цвйтй, а раскрашенная розо
вой краской поддйльной идеализацщ, и от
того характеры дййствующихъ лицъ иногда
невыдержаны, а иногда и вовсе ложны, и за-
мйчается отсутств1е цйлаго, при прекрасныхъ
частностяхъ. Однимъ словомъ, даровитая
Жукова принадлежитъ къ тому разряду пи
сателей, которые изображаютъ жизнь не та
кой, какова она есть, слйдовательно, не въ
ея истннй и дййствительности, а такой, ка
кой имъ хотйлось бы ее видйть. Но при
всемъ этомъ въ повйстяхъ Жуковой уже
видно какъ бы невольное стремлеше, вслйд-
ствш духа времени, искать сюжетовъ въ дйй-
ствительной современной жизни и заботить
ся объ естественномъ изображены подробно
стей быта и ежедневной жизни героевъ, со
образно съ ихъ положешемъ въ обществй и
степенью ихъ образованности. Вообще глав
ное достоинство повйстей Жуковой — те
плота чувства, и главный ихъ недостатокъ—
отсутствю такта дййствительности.
Нельзя сказать, чтобъ въ повйстяхъ Зе
неиды Р —вой русская повйсть достигла, та-
дантомъ женщины, своего долнаго развитая,
чтобъ она стала выражешемъ созрйвшей
мысли и вйрной картиной современнаго об
щества; но въ то же время нельзя не ска
зать, что ни одна изъ русскихъ писатель-
ннць не обладала такой силой мысли, та-
кимъ тактомъ дййствительности, такимъ замй
чательнымъ талантомъ, какъ Зенеида Р—ва.
Созданная его повйсть, кэкъ ея таланнь
1 , г ,
и жизнь, остановились на полудорогй и не
дошли до своего полнаго и конечнаго раз
витая. Мы не хотимъ и упоминать о полнотй
чувства, которымъ проникнуты повйсти Зе-
неиды Р—вой: это должно само собой под-
разумйваться, когда дйло идетъ о сильномъ
талантй: какого же порядочнаго математика
хвалятъ за способность комбинировать и со
ображать? Ж потому мы прямо приступимъ
къ тому, что составляетъ существенное до
стоинство повйстей Зенеиды Р—вой—къ ихъ
мысли.
Въ истинно-поэтическихъ произведеншхъ
мысль не является отвлеченнымъ понятаемъ,
выраженнымъ догматически, но составляетъ
ихъ душу, разлитая въ нихъ, какъ свйтъ въ
хрусталй. Мысль о поэтическихъ созданшхъ
—это ихъ паеосъ, или патосъ. Что такое па-
еосъ?—Страстное проникновеше и увлечете
какой-нибудь идеей. Отсюда происходить и
f слово «патетичесюй». Что называется «па-
тетическимъ» въ драмй?—Энерия раздра-
женнаго чувства, которое бурными волнами
огненной рйчи изливается изъ устъ дййству-
ющаго лида. Въ такихъ монодогахъ всегда
видно трепетное, страстное проникновеше
дййствующаго лица той идеей, которая со-
етавляетъ собой невидимую пружину всей
его дйятельности, всей энергш его воли, го
товой на все для достижешя своей цйли.
Вотъ этотъ-то паоосъ и составляетъ собой
базисъ и фонъ творешй всякаго замйчатель-
наго поэта. Что же составляетъ паеосъ по
вйстей Зенеиды Р—вой?—Безъ еомнйшя, лик
бовь, ибо вей ея повйсти основаны исклю
чительно на одномъ этомъ чувствй. Но лю
бовь есть поняты слишкомъ общее, которое
у всякаго истиннаго таланта должно при
нять болйе или менйе индивидуальный от-
тйнокъ или представляться подъ особенной
. точкой зрйнш. Поэтому мало сказать, что лю
бовь составляетъ паеосъ повйстей Зенеиды
Р—вой, надо прибавить—любовь женщины.
Вей повйсти этой даровитой писательницы
проникнуты однимъ страстнымъ чувствомъ,
одной живой идеей, однимъ могучимъ еозер-
цашемъ, не дающимъ покоя автору и тре
вожно его наполняющимъ, — созерцашемъ,
которое можно выразить такими словами:
какъ умйютъ любить женщины и какъ не
умйютъ любить мужчины. Итакъ, основная
мысль, источиикъ вдохновения и завйтное
слово поэзш Зенеиды Р —вой есть апологш
женщины и протестъ противъ мужчины. Об
винишь ли мы ее въ пристрасти, или при-
| знаемъ ея мысль справедливой?... Мы ду-
маемъ, что справедливость ея слишкомъ оче
видна, и что намъ лучше попытаться объ-
- яснить причину т акого явдешя, чймъ дока
зывать его дййствительность.
Окинешь бйглымъ взглядомъ содержант