Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  641 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 641 / 734 Next Page
Page Background

607

С0ЧИНЕН1Я

в. -г.

БЫИНСКАГО.

508

ство—какое обширное, великое, безконечное

поприще для борьбы благородной, для упраж-

ненш юныхъ и свЪжихъ силъ! Зачймъ

говорить:

Пусть за моей победной колесницей

Всегда следить толпа враговъ

моихъ.

Я понесусь подъ небо вольной птицей,—

И хоръ

завистниковъ

затихъ...?

Въ небй, т. е: въ верхнихъ слояхъ атмо­

сферы, пусто и холодно, и человеку хорошо

только съ людьми—«въ тЪснотЬ люди жи-

вутъ»... Только гордость, основанная на са­

молюбии и эгоизмА—одинъ изъ самыхъ ги-

бельныхъ пороковъ,—только гордость гонитъ

человека изъ общества ближнихъ его и

стремитъ его на пустую и холодную высоту,

откуда онъ находитъ жалкое наслаждеше

видеть подъ собой «хоръ завистниковъ».

Сказать: я и йю завистниковъ-—не значитъ

ли это: какой я замечательный челов1жь!

Обрадоваться числу своихъ завистниковъ—

не значитъ ли это обнаружить то мелкое и

пошлое чувство, которое свойственно только

маленькимъ великимъ людямъ—этимъ кари­

катурами на великихъ людей? Ш тъ, истин­

но хорошему, дельному человеку горько

иметь завистниковъ, для него это—несчастье.

Онъ хочетъ иметь таланты и достоинства,

хочетъ много знать, много сметь и много

мочь, но не для потехи своего самолюбш,

не для жалкаго удовольствж пршбресть вра­

говъ и завистниковъ, а для разумнаго и

законнаго наслаждешя жизнью, потому что

чемъ более онъ имеетъ, знаетъ, смеетъ и

можетъ,—темъ более онъ живетъ. Его ни­

когда не порадуетъ, но всегда огорчитъ ни­

чтожество окружагощихъ его людей,—и для

него было бы величайшими блаженетвомъ

дать ими еще больше, нежели сколько онъ

самъ имеетъ, поднять ихъ еще выше са­

мого себя. Благородная душа, исполненная

великодушныхъ стремлешй, не терпитъ во-

кругъ себя ни рабовъ, ни угодниковъ, ни

хвалителей, ни льстецовъ; ей тесно и душно

среди этихъ искаженныхъ существъ, и она

можетъ дышать свободно только среди

братьевъ, связанныхъ съ ней узами симпа-

тш ко всему разумному и человеческому.

Для нея жизнь—богатая и роскошная тра­

пеза, которую она хотела бы разделить со

всеми, чтобъ теми более самой насладиться

ею... Да, любезный поэтъ, учитесь не увле­

каться одними огромными—оно часто только

чудовищно, а не велико; учитесь не увле­

каться одними поражающими, эффектными,

блестящими, яркими. Все истинное и вели­

кое—просто и скромно; оно целомудренно

стыдится своего достоинства, какъ красота

целомудренно стыдится красоты своей и от-

. того делается еще прекраснее. Истину,

■благо и красоту надо любить для нихъ са-

михъ, а не для насъ самихъ,—какъ вну-

тренно-драгоценное само по себе, а не какъ

пышный наряди, возбуждающей къ тому, кто

щеголяетъ въ немъ, удивлете и зависть

толпы. Человеки сильный, могущественный,

огромный—еще не всегда въ то же время

и велиюй чедовекъ. Ш тъ спора, что, какъ

воитель, Наполеонъ не имеетъ себе сопер-

никовъ въ исторш человечества; но въ гла-

захъ истинно-мудрыхъ простой, скромный

неблестяпцй Вашингтонъ въ тысячу рази

более всЬхъ возможныхъ Наполеоновъ имеетъ

право на имя великаго человека. Только

невежественная толпа, тупая чернь и жалкое

суемудрш преклоняютъ колени и обожествля-

ютъ гнетущую ее наглую силу, отражаю­

щуюся на безсовестности, обмане, веоолом-

стве и злодействе... Покажите дикарю1фоль­

гу и золото: онъ бросится на фольгу, по­

тому что она ярко блеститъ; покажите не­

вежде белый мраморъ Аполлона Бельведер-

скаго и раскрашенную восковую куклу: онъ

удивится кукле и не обратить вниматя на

Аполлона. Увы! сколько такихъ дикарей и

иевеждъ между такъ-называемыми умными,

учеными, образованными и талантливыми

людьми! Бойтесь, любезный поэтъ, попасть

въ число этихъ людей,—и чтобъ избежать

такого несчастья, отвращайтесь всего эф-

фектнаго, натянутаго, ложнаго, призрач-

наго! Будьте просты и скромны, ра­

дость предпочитайте горю, веселье—грусти,

наслажденье—страдашю. Сносите все горь­

кое мужественно и благородно, когда горе

посетить васъ, но не желайте, не ищите

горя, подобно этимъ романтическимъ совамъ,

который боятся унизцть свое достоинство

гдубокихъ и высшихъ натуръ, переставъ

хоть на минуту морщиться и хныкать и

и предавшись веселому влеченго минуты.

Смотрите на жизнь, какъ на наслажденье, и

умМте наслаждаться его разумно: тогда уви­

дите вы, какъ прекрасна она, какъ много

въ ней счастья и упоенья, и какъ жалки

сдЬпые романтичесше влеветники жизни,

которые все смотрятъ к у д а-т о т у д а , сами

на зная куда... И пусть руководить вами

на пути жизни любовь, которая все про-

щаетъ, все очищаетъ, все облагораживаетъ

и освЬщаетъ,—смелый свободный разумъ,

который не боится муки сомненья и, мно­

гими рискуя, много завоевываетъ для счастья...

Тогда вы увидите, что можно хорошо про­

жить я безъ враговъ, и безъ завистниковъ,

и что безъ борьбы съ ними вамъ будетъ

чймъ наполнить свою жизнь, не дать очер­

стветь чувству, погаснуть уму... Тогда, если

вы будете поэтомъ, пЬсни ваши будутъ ие

только прекрасны, но и живительны,

плоде-