607
С0ЧИНЕН1Я
в. -г.
БЫИНСКАГО.
508
ство—какое обширное, великое, безконечное
поприще для борьбы благородной, для упраж-
ненш юныхъ и свЪжихъ силъ! Зачймъ
говорить:
Пусть за моей победной колесницей
Всегда следить толпа враговъ
моихъ.
Я понесусь подъ небо вольной птицей,—
И хоръ
завистниковъ
затихъ...?
Въ небй, т. е: въ верхнихъ слояхъ атмо
сферы, пусто и холодно, и человеку хорошо
только съ людьми—«въ тЪснотЬ люди жи-
вутъ»... Только гордость, основанная на са
молюбии и эгоизмА—одинъ изъ самыхъ ги-
бельныхъ пороковъ,—только гордость гонитъ
человека изъ общества ближнихъ его и
стремитъ его на пустую и холодную высоту,
откуда онъ находитъ жалкое наслаждеше
видеть подъ собой «хоръ завистниковъ».
Сказать: я и йю завистниковъ-—не значитъ
ли это: какой я замечательный челов1жь!
Обрадоваться числу своихъ завистниковъ—
не значитъ ли это обнаружить то мелкое и
пошлое чувство, которое свойственно только
маленькимъ великимъ людямъ—этимъ кари
катурами на великихъ людей? Ш тъ, истин
но хорошему, дельному человеку горько
иметь завистниковъ, для него это—несчастье.
Онъ хочетъ иметь таланты и достоинства,
хочетъ много знать, много сметь и много
мочь, но не для потехи своего самолюбш,
не для жалкаго удовольствж пршбресть вра
говъ и завистниковъ, а для разумнаго и
законнаго наслаждешя жизнью, потому что
чемъ более онъ имеетъ, знаетъ, смеетъ и
можетъ,—темъ более онъ живетъ. Его ни
когда не порадуетъ, но всегда огорчитъ ни
чтожество окружагощихъ его людей,—и для
него было бы величайшими блаженетвомъ
дать ими еще больше, нежели сколько онъ
самъ имеетъ, поднять ихъ еще выше са
мого себя. Благородная душа, исполненная
великодушныхъ стремлешй, не терпитъ во-
кругъ себя ни рабовъ, ни угодниковъ, ни
хвалителей, ни льстецовъ; ей тесно и душно
среди этихъ искаженныхъ существъ, и она
можетъ дышать свободно только среди
братьевъ, связанныхъ съ ней узами симпа-
тш ко всему разумному и человеческому.
Для нея жизнь—богатая и роскошная тра
пеза, которую она хотела бы разделить со
всеми, чтобъ теми более самой насладиться
ею... Да, любезный поэтъ, учитесь не увле
каться одними огромными—оно часто только
чудовищно, а не велико; учитесь не увле
каться одними поражающими, эффектными,
блестящими, яркими. Все истинное и вели
кое—просто и скромно; оно целомудренно
стыдится своего достоинства, какъ красота
целомудренно стыдится красоты своей и от-
. того делается еще прекраснее. Истину,
■благо и красоту надо любить для нихъ са-
михъ, а не для насъ самихъ,—какъ вну-
тренно-драгоценное само по себе, а не какъ
пышный наряди, возбуждающей къ тому, кто
щеголяетъ въ немъ, удивлете и зависть
толпы. Человеки сильный, могущественный,
огромный—еще не всегда въ то же время
и велиюй чедовекъ. Ш тъ спора, что, какъ
воитель, Наполеонъ не имеетъ себе сопер-
никовъ въ исторш человечества; но въ гла-
захъ истинно-мудрыхъ простой, скромный
неблестяпцй Вашингтонъ въ тысячу рази
более всЬхъ возможныхъ Наполеоновъ имеетъ
право на имя великаго человека. Только
невежественная толпа, тупая чернь и жалкое
суемудрш преклоняютъ колени и обожествля-
ютъ гнетущую ее наглую силу, отражаю
щуюся на безсовестности, обмане, веоолом-
стве и злодействе... Покажите дикарю1фоль
гу и золото: онъ бросится на фольгу, по
тому что она ярко блеститъ; покажите не
вежде белый мраморъ Аполлона Бельведер-
скаго и раскрашенную восковую куклу: онъ
удивится кукле и не обратить вниматя на
Аполлона. Увы! сколько такихъ дикарей и
иевеждъ между такъ-называемыми умными,
учеными, образованными и талантливыми
людьми! Бойтесь, любезный поэтъ, попасть
въ число этихъ людей,—и чтобъ избежать
такого несчастья, отвращайтесь всего эф-
фектнаго, натянутаго, ложнаго, призрач-
наго! Будьте просты и скромны, ра
дость предпочитайте горю, веселье—грусти,
наслажденье—страдашю. Сносите все горь
кое мужественно и благородно, когда горе
посетить васъ, но не желайте, не ищите
горя, подобно этимъ романтическимъ совамъ,
который боятся унизцть свое достоинство
гдубокихъ и высшихъ натуръ, переставъ
хоть на минуту морщиться и хныкать и
и предавшись веселому влеченго минуты.
Смотрите на жизнь, какъ на наслажденье, и
умМте наслаждаться его разумно: тогда уви
дите вы, какъ прекрасна она, какъ много
въ ней счастья и упоенья, и какъ жалки
сдЬпые романтичесше влеветники жизни,
которые все смотрятъ к у д а-т о т у д а , сами
на зная куда... И пусть руководить вами
на пути жизни любовь, которая все про-
щаетъ, все очищаетъ, все облагораживаетъ
и освЬщаетъ,—смелый свободный разумъ,
который не боится муки сомненья и, мно
гими рискуя, много завоевываетъ для счастья...
Тогда вы увидите, что можно хорошо про
жить я безъ враговъ, и безъ завистниковъ,
и что безъ борьбы съ ними вамъ будетъ
чймъ наполнить свою жизнь, не дать очер
стветь чувству, погаснуть уму... Тогда, если
вы будете поэтомъ, пЬсни ваши будутъ ие
только прекрасны, но и живительны,
плоде-