Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  640 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 640 / 734 Next Page
Page Background

5 0 5

II.

Б I В I 1 О Г Р А Ф I Я.

506>

печатать, особенно—печататься. Если у васъ

есть таланты и призваны ваше велико въ

будущемъ—успЬете написаться и напеча­

таться; если же это окажется не болбе какъ

«кинбшемъ крови и избыткомъ силъ»,—ва­

ша преждевременная книжка будетъ вамъ

досадна, какъ грбхъ юности, какъ ошибка

самолюбш. Но намъ прштнбе думать, что у

васъ есть сбмя таланта, которое со време­

нем . можетъ вырасти и разрастись. При­

готовьте себя къ этому, и не погубите об­

мени. Въ наше время поэтъ, какъ поэтъ,

не можетъ оббщать себб великаго успбха,

потому чти наше время отъ каждаго—слб-

довательно, и отъ поэта—требуетъ, чтобъ

онъ прежде всего и больше всего былъ ч е-

л о в б к о м ъ . Не заботьтесь же о себб, какъ

о поэтб, и воспитывайте въ себб человека.

Не говорите, что вы не хотите, чтобы васъ

веб любили, что вы не хотите вездб встрб-

чать друзей, и жаждете имбть враговъ; это

чувство ложное и парадное, которое изви­

няется только его юностью. Не покупайте

любви людей измбной истинб, уклончивостью

и низостью; но и не позволяйте себб не до­

рожить ею или презирать ее: любовь

ближнихъ, законно и разумно пршбрбтенная,

—благо, которое выше вебхъ благь. Вбрьте,

что люди совсбмъ не такъ хороши, и со-

вебмъ не такъ дурны, какъ дблаетъ ихъ

фантазш поэтовъ, которые то любятъ въ

нихъ восхищаться собственной своей особой,

то позволяють себб вымещать на нихъ свои

недостатки или раны своего самолюбш, клей­

мя ихъ презрбтпемъ. Вообще люди по своей

натурб болбе хороши, нежели дурны, и не

натура, а воспитаны, нужда, ложная обще­

ственная жизнь дблаетъ ихъ дурными.

Почти во всякомъ изъ нихъ, даже въ еа-

момъ дурномъ, есть своя прекрасная, чело-

вбческая сторона, только трудно подсмо-

трбть и открыть ее. Послбднее соетавляетъ

бдагороднбйшую миссш поэта: ему принад-

лежитъ по праву оправдан!е благородной

человбческой природы, такъ же какъ ему же

принадлежитъ по праву преслбдоваше лож-

ныхъ и не разумныхъ основъ обществен­

ности, искажающей человбна, дб.лающей его

иногда звбремъ, а чаще всего безчуветвен-

нымъ и безеилънымъ животными. Люди—

братья другъ другу, хотя неразумность ихъ

отношешй и дблаетъ ихъ естественными

врагами. Благородно, велико и свято нризва-

ше поэта, который хочетъ быть провозвбет-

никомъ братства людей! Имбть враговъ...

источникъ этого желанш заключается въ

ьгоизмб и самолюбивой увбренности быть

лучше и вып е вебхъ людей: чувство жалкое

и ничтожное, которое никогда не породить

еьгокихъ

поэтическихъ создашй! Поббдить

врага прштно: объ этомъ ни слова,—одна­

ко жъ врага, котораго мы не вызывали, а

который еамъ назвался на вражду; но еще

прштнбе едбдать себб врага другомъ: это

лучшая изъ поббдъ! Человбкъ имбетъ право

ненавидбть въ другомъ ложь и порокъ, но

человбкъ не имбетъ права ненавидбть чело-

вбка, подъ опасешемъ ужаенбйшаго изъ на-

казашй—перестать быть человбкомъ. Имбть

враговъ своей мысли, своему уббжденш, и

бороться съ ними до послбднихъ силъ—въ

этомъ есть свое величш, своя прекрасная-

сторона; но ничего нбтъ хуже, какъ имбть

личныхъ враговъ: этого никто не пожелаетъ

себб, и высочайшее несчастье для человбка

—носить въ сердцб своемъ личную вражду

къ человбку: это болбзнь, мант, почти,

сумасшествш, отъ котораго надо лбчиться..

Ездить на поббдной колесницб, конечно, нрь

ятно, но только тогда, когда вмбстб съ вами

торжествуешь правое дбло; иначе вы—МарШ

или Сулла, которые купались въ крови без-

сильныхъ враговъ... Что жъ тутъ хорошаго?'

Но вы, любезный поэтъ, говорите въ свое

оправданы:

Но не для славы жажду я боренья,

А потому, что для моей души

Потребны страсти, бури и волненья,

Чтобы не замереть въ тиши.

Въ горнил* сталь сильнее закалится,

Въ страданьяхъ—грудь всю силу обр'Ьтетъ;

Вода чиста, доколь она струится,

Въ поко*—тиной варастетъ!

Прекрасно! но чтб бы вы сказали о чело-

вбкб, который для того, что-бъ его члены и

мускулы не ослабли въ бездбйствш и не­

подвижности, пошелъ бы по улицб, да и ну

колотить встрбчнаго и поперечнаго? Не

правда ли, это ембшно?... Нбтъ, любезный

поэтъ, не заботьтесь о врагахъ и страда-

ншхъ; напротивъ, употребляйте веб силы

изббгать ихъ, потому что враги и страданья

явятся сами—ихъ никто не изббгалъ. Обра­

тите прежде всего внимаше на самого себя

и постарайтесь познакомиться, сблизиться и

разумно подружиться съ самимъ собой, чтобъ

со временемъ не найти въ себб собствен-

наго своего врага,—а это самый опасный,

самый жестошй изъ враговъ! Не льстите

себб и будьте съ собой строги, чтобъ найти

въ себб друга разумнаго и честнаго, а не

предателя коварнаго. Тогда одержите вы са­

мую великую и блестящую поббду надъ здбй-

шимъ изъ враговъ своихъ: это поббда.! Она

будетъ стоить много труда н большой борь­

бы, которая не дастъ вамъ «замереть в ъ

тиши»... Но это еще не все, чтобъ спастись

отъ душевнаго застоя, отъ нравственной

апатш: нередъ вами жизнь и мфъ—полю­

бите ихъ и наслаждайтесь ими! Для этого

также нужны трудъ и борьба. Жизнь, при­

рода, человбкъ, человбчество, наука, искус»