Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  639 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 639 / 734 Next Page
Page Background

505

СОЧИНЕНШ В. Г. Б'ЛЛИНСКАГО.

504

нипочемъ. Не говоря уже о другнхъ поэтаху

довольно иметь Пушкина и Лермонтова,

чтобъ владеть неисчерпаемымъ нсточникому

вдохновешя. Возьмите любой стихъ изъ того

■или другого—и вотъ вамъ тема, на которую

потянутся у васъ нескончаемыя варипш...

Но варьировать такимъ образомъ на чужш

чувства и мысли можетъ только человЪкъ

возмужалый, развншшйся; безбородый же

юноша, т4мъ более отрокъ, никогда не

сум'Ьетъ, не фальшивя, игЬть съ чужого

голоса. Его стихъ будетъ неуклюжъ, а заим­

ствованный чувства и мысли онъ непре­

менно исказитъ, изуродуетъ. И потому, если

въ стихахъ слишкомъ молодого человека за­

метно что то въ роде оригинальности чувства

и мысли,—явный знаку что у него есть та­

ланта. Даже его неуменье сладить съ непокор-

нымъ языкомъ, съ упрямымъ стихомъ—не

только не портить дела, но еще придаетъ ему

ту прелесть, которой такъ иснолненъ не­

связный ленета младенца.

Намъ показалось (и мы были бы рады, если

бъ посдедствш доказали, что мы не ошиблись

въ зтомъ случае), намъ показалось, что ети-

хотворенш Штавера носята на себе все при­

знаки ранней молодости, при усдовш которой

въ нихъ нельзя не признать дарованья. Не бе­

ремся определять степень этого дарованья,

ни предсказывать границы его развитая,

потому что неопределенность составляета

главный, характеръ слишкомъ юныхъ даро-

вашй. Они могутъ развиться—и могутъ ис­

чезнуть, не давъ цвета. Въ нихъ не должно

видеть что-то непременно великое въ буду-

щемъ. Стихотворешя Пушкина-ребенка были,

довольно плохи, и по нимъ трудно было бы

въ то время признать въ немъ будущаго

великаго поэта. И таку говоря о стихотво-

реншхъ Штавера, ограничимся настоящимъ,

не забегая въ будущее; будемъ говорить о

томъ, что есть, не говоря о томъ, чтб мо­

жетъ быть и можетъ не быть.

Вое стихотворешя Штавера довольно сла­

бы, и если бъ мы не предполагали ихъ

автора очень молодымъ, не стоило бы труда

и говорить о нихъ. Но что въ опытахъ

возмужалаго человека поражаетъ слабостью

таланта или просто посредственностью, кото­

рая хуже бездарности,—то самое въ опы­

тахъ слишкохмъ молодого человека можетъ

-быть иризнакомъ таланта неподдЬльнаго, но

еще неовдадЁвшаго собственной силой. Намъ

кажется, что нельзя не видеть этого, напри-

меръ, вотъ хоть въ пьесе—«На Кладбище».

Въ этомъ стихотворении есть что-то похожее

на поэтическое чувство, даже на поэтическую

мысль; стихъ не чуждъ жизни, хотя и бе-

денъ изящеетвомъ и точностью выражении

И отъ всего этого веета чемъ-то мило-дет-

скимъ! Даже стихи:

Такъ ее не отгоняетъ

Мертвоцовъ безстрастныхъ

ледъ

,—

даже эти стихъ, возбуждая въ читателе

улыбку, не уничтожаютъ въ немъ благо­

склонной готовности одобрить пьесу. Но са-

мымъ характеристическимъ стпхотворешемъ

въ книжке Штавера надо признаю «Же-

лаше».

Я не хочу, чтобъ вс* меня любили,

Я не хочу вездЪ встречать друзей.

Хочу, чтобы враги меня язвили

Безспльной злобою своей!

Пусть возстаюгь! Я каждый шагъ побЪдный

Готовь своею кровно залить!

Пусть упаду измученный и блЪдный,

Но только прежде победить!

Пусть за моей ноб’Ьдной колесницей

Всегда слЪдитъ толпа враговъ моихъ'.

Я понесусь подъ небо вольной шицей,—-

И хорь завистниковъ затихъ!

Но не для славы жажду я боренья,

А потому, что для моей души

Потребны страсти, бури и волненья,

Чтобы не замереть въ тиши.

Въ горнил* сталь сильнЬе закалится,

Въ страданьях!— грудь всю силу обрЪтетъ;

Вода чиста, доколь она струится,

Вт, поко-Ь—тиной зарастетъ.

КрКшись, душа! Познай свое значенье,

Познай себя, познай свою всю мочь,

И ты поймешь, какъ сладостно мученье,

Когда есть сила превозмочь!

И скажешь ты: „за т*мъ даны страданья,

Чтобъ согр-Ьвать остывппя сердца,

И назначенье жизни не мечтанье,

А деятельность мудреца.

Мечта,—ты скажешь, детская забава,

Занятее мужа истиннаго—трудъ!

Не за мечты дается въ мф'Ь слава,

Ее страданьями берутъ!“

Будь это стихотвореше написано взро-

слымъ человЁкомъ,—оно было бы плохо въ

эстетическомъ отношеши, особенно въ отно-

шенш къ стиху, и было бы довольно пош-

лымъ фразерствомъ, исполненнымъ пре-

тенз1й и жалкаго оамолюбш въ нравствен-

номъ отношенш. Но какъ стихотвореше су­

щества, еще кодеблющагося на переходе отъ

отрочества къ юности,—оно очень замеча­

тельно. Въ стихе, которымъ оно написано,

необработанному невыдержанному есть сила

и размаху въ чувстве, которымъ оно согрето,

есть жизнь и жару въ мысли, которой оно

проникнуто, есть достоинство и благородство,

именно потому, что это—детская мысль.

Вота чт5 сказали бы мы Штаверу, если

бы онъ захотелъ насъ послушать:

Жалу любезный поэта, что вы поторопи­

лись издать въ света книжку первыхъ сво-

ихъ опытовъ, безъ которой публика легко

бы могла обойтись, и не подождали болъе

зрелыхъ своихъ произведений, который для

всехъ были бы интереснее. Но дело сде­

лано, и да простить васъ за него Богъ!

Но внередъ не торопитесь ни писать, ни