Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  636 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 636 / 734 Next Page
Page Background

II.

Б И Б Л 1 0 Г Р А Ф 1 Я .

498

рядъ своихъ археологически-фантастически-

аллегорически-поэтическихъ романовъ; яв­

ляется «Аббаддонна» Полевого; выходихъ вто­

рая часть «Дворянскихъ выборовъ» и «Шель-

ненко, волостной писарь», «Выли и Небы­

лицы», казака Луганснаго; въ то же время

выпускается полное издаше повестей Мар-

линскаго; Погодинъ перестаетъ писать по­

вети и издаетъ вместе все написанныя

прежде; Полевой пишетъ «Живописца»,

«Блаженство Везумш», «Эму». Некоторый

изъ этихъ произведен^ были очень заме­

чательны для своего времени, и даже въ

сдабМшихъ изъ нихъ, не исключая ни при-

торно-сентиментальнаго и скучно-резонер-

наго «Семейства Ходмскихъ», ни ложно-иде-

альныхъ повестей Полевого, есть свои хоро-

пня стороны. Вообще вся эта романическая

литература носитъ на себе отпечатокъ пере­

ходности и нерешительности; въ ней виденъ

порывъ къ чему-то лучшему противъ преж-

няго, къ чему-то положительному, но только

одинъ порывъ, безъ достижении Изъ этого

не исключаются и «Повести Белкина», Пуш­

кина, изданныя въ это же время. Въ то же

время среди всехъ этихъ, более иди менее

однородныхъ, явленгй возникла совершенно

новая романическая литература, которая не

имела ничего общаго съ первой и впослед-

ствта окончательно убила ее, давъ всей рус­

ской литературе совершенно новое напра­

влена. Въ 1831 году вышла первая, а въ

1832 году вторая часть «Вечеровъ на Ху­

торе близъ Диканьки»; въ 1835 году напе­

чатаны «Арабески» и «Миргородъ», а въ

1836—«Ревизоръ». Нетъ нужды распростра­

няться о томъ, какое огромное влшнш име­

ли эти произведенш Гоголя на русскую ли­

тературу; только действительно слепые или

притворявшиеся слепыми могутъ не видеть

и не признавать этого влитая. вследствш

нотораго все молодые писатели пошли по

пути, указанному Гоголемъ, стараясь изобра­

жать д е й с т в и т е л ь н о е , а не въ вообра­

зивши существующее общество; изъ преж-

нихъ писателей некоторые переменили свое

прежнее направдеше, подчинись новому, дан­

ному Гоголемъ; а тй^ которые не были въ

состоянш этого сделать, или перестали вовсе

писать, или продолжали писать безъ вся-

каго успеха. Это совершилось въ последнш

десять деть. Гоголь не издавалъ ничего

после

«Ревизора» 1842 года, а

дело

шло

ввоимъ чередомъ, и время лучше всехъ кри-

тиковъ решило вопросъ. «Мертвыя Души»,

васлойившш собою все написанное до нихъ

даже самимъ Гоголемъ, окончательно реши­

ли литературный вопросъ нашей эпохи, упро-

чивъ торжество новой школы.

«Скопинъ Шуйский» Шишкиной явился

въ

1835 г.., когда старая романическая шко­

ъг97

да уже совершила свой круги, а новая, еще

не бывъ признанной, уже оказывала силь­

ное влшше. Романъ Шишкиной были не

безъ достоинствъ, особенно для того време­

ни; но онъ далеко не могъ спорить въ

достоинстве съ романами, которые породили

его. Проходить десять летъ, все изменяется

въ литературе, какъ мы уже сказали объ

этомъ; журнальные корифеи начала тридца-

тыхъ годовъ, «Телеграфъ» и «Телескопъ»,—

теперь уже не более, какъ отдаленное воспо-

минаше, «дела давно минувшихъ дней»; даже

«Библштека для Чтенш», сменившая ихъ,

уже дожила до глубокой старости; «Отече-

ственныя Записки», долго колебавппяся въ

своемъ направлен^, наконецъ, вполне овладе­

ли имъ, возмужали и укрепились; обо многомъ

въ это десятилГтю было переговорено, переспо­

рено и во многомъ даже согласились,—сло-

вомъ, все изменилось; но новый романъ Шиш­

киной, «Прокошй Лянуновъ», вышелъ вер-

нымъ 1835 году, такъ что, читая его, не

веришь 1845 году, выставленному на его

заглавш. Теперь этотъ романъ нринадлежита

къ числу техъ произведен^, который не произ­

водить особеннаго впечатленш, слегка похва­

ливаются, слегка почитываются и скоро забы­

ваются. Между темъ онъ не безъ достоинствъ:

написанъ правильнымъ и чистымъ язы-

комъ; разсказъ местами хорошъ; историче­

ская сторона его показываетъ основательное

изучеше исторш,—но нетъ творчески очер-

ченныхъ характеровъ, нетъ поэтически вер-

наго проникновешя въ духь и значеше исто­

рической эпохи, нетъ эстетической жизни.

Во многомъ заметенъ взглядъ сдишкомъ

далетй: такъ, напримеръ, въ предисловш

сочинительница, въ доказательство, что нельзя

верить безкорыетш Ляпунова, приводить,

что онъ былъ дурнымъ мужемъ и не всегда

трезво велъ себя,—какъ будто нельзя быть

въ одно и то же время и дурнымъ мужемъ,

и ревностнымъ патрштомъ?

В

рзъ

всякаго

сомнешя, быть дурнымъ мужемъ—не досто­

инство, а порокъ; но неужели патрштъ не­

пременно долженъ быть ангеломъ и иметь

все добродетели? Если можно быть пре-

восходнейшимъ мужемъ и отцомъ, и въ то

же время вовсе не быть патр1отомъ: почему

же нельзя быть дурнымъ мужемъ и патрш­

томъ! Конечно, гораздо лучше быть и хоро-

шимъ мужемъ, и патрштомъ вместе, но

люди—прежде всего люди, чтб бы ни гово­

рили на этотъ счета дамы... Что же касает­

ся до н е т р е з в о с т и , этотъ порокъ въ

тотъ векъ не въ одной Росши, но и во

всей Европе считался добродетелью мужчи­

ны: тогда пили не по нынешнему и хвали­

лись пьянствомъ, какъ храбростью. Лучшей

оценкой новаго романа Шишкиной могутъсду-

жить ея собственный слова въ предисловш: