Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  638 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 638 / 734 Next Page
Page Background

501

II.

Б И В Л 1 0 Г Р А Ф 1 Я .

0112

И на что намъ они, эти прштные поэты,

эти маленьше талантнки? Что въ нихъ? Бы­

ло время, и они были полезны и нужны! .

Но теперь, когда Пушкинъ и Лермонтовъ

показали намъ образцы высокой поэзш;

когда ыен'Ье сильные таланты разработали

ея поле, подали прим'Ьръ всйхъ формъ, даже

всйхъ уклонений и странностей поэзш,—те­

перь, что делать мелкимъ талаптамъ? Взду­

маете ли талантикъ писать басни,—кто же

его станетъ читать послй Крылова, и въ

состоявш ли онъ быть для своего времени

тймъ, чймъ для своего были .Хемницеръ и

Дмитршвъ? Вздумаетъ ли онъ, напрпмйръ,

попробовать свои силы въ классическо-фран-

цузской трагьдш,—ему непременно нужно

для своего времени стать хоть тймъ, чймъ

для своего былъ Озеровъ. Решиться на борь­

бу съ Батюшковымъ еще менее возможно

для него. Пуститься развгЬ въ романтизмъ?

—но тогда надо крйпко помнить, что ведь

у насъ есть Жукоксшй. Стало быть, н-Ьтъ

надежды и на возобновлен^ старины. Воз­

можность комедш въ стихахъ убита Грибо­

едовыми ПЬть буйныя плотскш потйхи?—

но это уже одйлалъ Языковъ. Пуститься въ

дикую оригинальность—мйшаетъ Бенедпк-

товъ. Итакъ, ни стараго возобновить, ни но-

ваго изобрести: что же делать?.. Всего

лучше ничего не делать.

Но мы заговорили и забыли о «Метеорй&;

возвратимся къ нему. Онъ украшенъ стиха­

ми графини Растопчиной, Майкова, Бене­

диктова, Мейснера, Познанскаго, Шевцова,

Степанова, Якубовича, Филимонова, Дурова,

Протопопова, Пальма, Бернета, Доводчикова,

Огородникова, Григорьева, Гребенки, Герба-

ловскаго, Соколовскаго... Сколько именъ! Мы

теперь столько же богаты поэтами, сколько

бйдны поэзшй. Особенно яркаго, рйзко вы-

дающагося изъ-подъ уровня обыкновенности

въ «Метеоре»- нйтъ ничего...

СткхотБорешя Петра Штавера.

Спб. 1845.

Петръ Штаверъ—извините нашу нескром­

ность—долженъ быть молодой, даже очень

молодой человйкъ—можетъ быть, не старше

пятнадцати леть... Въ этомъ уверились мы

чрезъ впечатлите, которое произвело на

насъ чтевле его стихотворешй. Намъ даже

очень хочется, чтобъ автору было никакъ

не больше пятнадцати лРтъ, потому что въ

такомъ случай мы имели бы удоводьствш

признать въ его стнхотворетяхъ нйчто въ

родй таланта, чувства, и если не мысли, то

стремдеше къ мысли,—а это не шуточное

дйло! Но что жъ тутъ до лета, какая нужда

въ метрике автора, когда его стихотворения

сами за себя говорятъ?.. Метрика иногда

много значить не въ однихъ воироеахъ о

званш и. наследстве, но и въ воироеахъ

искусства и науки. Если двадцатилетий ма­

лый, наметавшШся въ давке, ловко и скоро

сводить счеты, складываетъ и вычитываетъ,

множить и дйлитъ, принимаетъ и сдаетъ,—

тутъ нйтъ ничего удивитедьнаго, нйтъ рйчи

ни о генш, ни о таланте: тутъ-только спо­

собность, развитая навыкомъ и рутиной. Но

когда семидйтнШ ребенокъ, который иы'Ьетъ-

полное право не знать счета дальше десяти,,

но который, несмотря па то, но палъцамъ

и простымъ соображешемъ умйетъ расчесть

сумму, наприм., во сто рублей серебромъ,,

складывая, вычитая, множа и дйля, тогда,

если вы и не увидите въ немъ генш мате­

матики, то все-таки подивитесь въ немъ не­

обыкновенной природной способности. Вый-

детъ лн со временемъ изъ этого мальчика

замечательный математики, или ничего изъ

него не выйдетъ,—это другой вонросъ. Фактъ

доказанный, что иногда изъ детей, ничего

необйщающихъ, выходятъ гешальные люди,

а изъ гешальныхъ детей—дюжинные люди;

но мы не будемъ распространяться объ

этомъ, чтобъ не уклониться отъ гдавнаго

предмета нашей рйчи. Известно, что, имея

болйе или менее верный слухъ, черезъ уче­

т е и уиражнеше, можно сделаться не только

способными музыкантомъ, но даже и сочи­

нять кой-какш фантазШки: обыкновенно до

этого доходятъ уже въ лйта возмужалости,

при охотй къ музыке, при знакомстве со

множествомъ музыкадьныхъ произведешь

Но это еще не значить быть ни музыкан-

томъ-артистомъ, ни композиторомъ-художни-

комъ. Когда же семилетнее или еще болйе

малолетнее дитя обнаруживаетъ способность

запомнить и верно пропеть всякую музы­

кальную пьесу, какую удастся ему услы­

шать, въ этомъ дитяти, конечно, еще нельзя

наверное увидеть будущаго Моцарта- или

будущаго ¿иста, но по крайней мйрй на его

счетъ простительно ошибиться въ такихъ

неумеренныхъ надеждахъ. То же можно ска­

зать о зиачешн метрики въ отношенш къ

поэзш. Уменье писать стихи—конечно, еще

не таланта, но все же способность; этой

способностью владеетъ многое-множество

де­

тей, и она-то заставляеть многйхъ изъ нихъ

видеть въ себе таланта поэтическй, И вотъ,

когда такой, владйюнцй способностью сти­

хотворства, человекъ поначитается разныхъ

поэтовъ, пообразуется, нонаучится, то въ

известный лета ему ничего не стоить пере­

кладывать въ гладки и звучные стихи чу-

жш чувства, чужш мысли, да еще такъ ловко,

что ни самъ онъ, ни друпе не подоврй-

ваютъ въ немъ вороны въ павлиньихъ

перьяхъ. Въ наше время чувство и мысли—