Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  637 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 637 / 734 Next Page
Page Background

499

СОЧИНЕНЫ В.

Г.

БЬЛИНСКАГО.

500

„Сама нередко удивляюсь, какъ решилась я

писать ш торичесюе романы. Много требовалось

на это трудов ь и терпЪщя, много было мнЪ за­

боть и поешпствШ. Но высокая цйль оживотво­

ряла меня. Я считала святымъ вдсхновешемъ,

призватемъ Божьимъ, желашепробудитьвъбла-

городныхъ сердцахъ любовь къ родному, часто

заглушаемому иностранными наставниками и не

совсЬмъ справедливой, но великолепной карти­

ной не-русскаго образованы. Исторш должно

учиться. Она.полезна, необходима. Все это зна-

ютъ и никто объ этомъ не спорить. Но и пргятное

развлечете часто необходимо для ума и сердца.

Исторш не вс* чцтаютъ, не все могутъ поми­

нать и ценить важность происшествШ государ-

ственныхъ, но, читая „Ивангоэ“, „Юрш Мило-

славскаго“ и имъ подобные историчесюе рома­

ны, всемъ прштно, мысленно переносясь въ

отдаленные века, какъ будто лично беседовать

съ людьми знаменитыми, среди семействъ ихъ,

въ ихъ домашнемъ быту.“

Видите ли: романы пишутся для пршт-

наго развлеченш ума и сердца? «ЮрШ Ми-

лославсюй», безъ дальнихъ околичностей,

поставленъ рядкомъ съ «Ивангоэ*?... Этимъ

все сказано... Какъ действительно прштное

развлечете для ума и сердца... «Прокотй

Ляпуновъ» и теперь, конечно, найдетъ себе

читателей и даже почитателей,—чего отъ

всей души желаемъ мы ему, какъ роману,

написанному съ целью, безъ всякаго сомнё-

нш, благонамеренной и похвальной.

Метеоръ,

на 1845 годъ. Спб.

Баша стихотворная поэзш по справедли­

вости можетъ гордиться созданшми истинно

изящными, именами истинно гешальньши;

нельзя сказать, чтобъ она бедна была и та­

лантами. Она совершила циклъ полный и

законченный,—такъ что теперь уже нетъ

возможности доставать славу невинными

стишками, какъ бы они хороши ни были.

Таланта для этого мало: нужна гешальность,

а если и таланта, то соединенный съ боль-

шимъ умомъ, съ сильной натурой. Быть по-

этомъ теперь значить—мыслить поэтиче­

скими образами, а не щебетать по-птичьи

мелодическими звуками. Чтобъ быть поэтомъ,

нужно не мелочное желаше выказаться, не

грезы праздношатающейся фантазш, не

выписныя чувства, не нарядная печаль:

нужно могучее сочувствие съ вопросами со­

временной действительности. Поэзш, которой

корни находятся въ прихотяхъ, скорбяхъ

или радостяхъ самолюбивой личности, нося­

щейся, какъ курица съ яйцомъ, съ своими

прекрасными чувствами, до Которыхъ никому

нетъ дела,—такая поэзш, вместо внимашя,

эаслуживаетъ ,презренш. Всякая поэзш. ко­

торой корни не въ современной действи­

тельности, всякая поэзш, которая не бро-

саетъ света на действительность, объясняя

ее,—есть дело отъ бездЬлья, невинное, но

пустое препровождена времени, игра въ

куклы и бирюльки, занятае пустыхъ людей...

Давно уже утвердилось мнете и сущеетвуетъ

до сихъ поръ, что поэта—пустой человекъ,

неспособный ни къ какому дёлу. Это мн4те

варварски ложно, когда оно прилагается къ

поэтамъ или гешальнымъ, или проявившимъ

въ своихъ твореншхъ положительный, ника­

кому сомнетю неподлежанцй таланта,—та­

ланта, запечатленный оригинальностью идеи,

самобытностью формы. Пусть такой поэта и

действительно неспособенъ ни къ какому

другому делу: онъ имЬетъ на это полное

право, потому что способенъ къ с в о е м у

делу, для котораго годятся не все, но одинъ

изъ ста тысячъ, если не изъ миллиона лю­

дей. Это мнЬше страшно истинно, когда оно

прилагается къ тёмъ поэтамъ, у которыхъ

сочиненш, какъ говорится, только что не­

дурны, и которые, ставь выше бездарности,

все-таки не дошли до таланта. Тате

поэты

—самые жалте люди въ шре, и, конечно,

всятй водовозъ, всяюй дворникъ, на лестни­

це общественной шрархш, есть почтенное

существо въ сравяенш съ этими пискли­

выми и крикливыми воробьями царства по­

эзш, потому что водовозъ и дворникъ по­

лезны и необходимы для общества. Совер­

шенно бездарный поэта лучше маленышхъ

талантиковъ: на него по крайней м4р4 можно

смотреть какъ на больного или помешан»

наго, и онъ редко заносится и зазнается,

не балуемый мелочными успехами. Но ма-

ленъше талантики—несносные люди, раздра­

жительные, мелочные, самолюбивые, заносчи­

вые. Они не знаютъ, какъ и оценить себя;

ихъ чувствованъица, ихъ фаптазгйки, ихъ

мыслишки кажутся имъ великими откры­

тыми. Они и не догадываются, что все эта

у нихъ краденое, т. е. вычитанное или, какъ

превосходно выразилъ это Иермонтовъ,

«пленной мысли раздраженье». Они увере­

ны, что только одни они и чувствуютъ, и

мыслята, и страдаютъ,—и потому нещадно

бранятъ толпу, которая предпочитаетъ свои

домашшя заботы и личныя выгоды ихъ хо-

рошенькимъ стишкамъ. Къ делу они не спо­

собны ни къ какому, потому что самолю­

бивы, надуты, тщеславны, все, кроме стиш-

ковъ, считаютъ ниже себя, не хотятъ ничему

учиться, ни на чтб посмотреть со внима-

темъ. Они—изволите видеть—генш, толпа

должна видеть ореолъ надъ ихъ головами,

а на челе звезду безсмертш. Такихъ

по-

этовъ надо преследовать критике неутомимо

и строго; они вреднее вовсе бездарныхъ,

ко­

торые не стбятъ никакого вниманш; они

по-

дають дурной прим4ръ молодежи:

соблазняя

мальчиковъ дешево покупаемой славой, они

отвлекаютъ ихъ отъ учешя и отъ д4ла.