495
СОЧИНЕНЫ В. Г. ВЪЛИНСКАГО.
496
Разговоръ.
Стихотворенье Ив. Тургенева. (Т.
Л .) Опб 1845 г.
Имя Тургенева, автора «Параши», еще
ново въ нашей литератур!;; однако жъ уже
замечено не только избранными ценителями
искусства, но и публикой. Только истинный,
неподдельный талантъ, могъ быть причиной
такого быстраго и прочнаго успеха. И дей
ствительно, Тургеневъ—поэтъ въ истинномъ
и современномъ значеши этого слова. Его
муза не обещаетъ намъ новой эпохи поэти
ческой деятельности, новой, великой школы
искусства;
Но поралсеыъ оываегь мелькомъ св'Ьтъ
Ея лица,
необщимъ
выраженьемъ.
Произведения Тургенева резко отделяются
отъ произведешй другихъ русскихъ поэтовъ
въ настоящее время. Кретинй, энергичесшй
и простой стихъ, выработанный въ школе
Лермонтова, и въ то же время стихъ роскош
ный и поэтичесюй, составляешь не един
ственное достоинство произведешй Тургенева;
въ нихъ всегда есть мысль, ознаменованная
печатью действительности и современности и,
какъ мысль даровитой натуры, всегда ори
гинальная. Поэтому отъ Тургенева многаго
можно ожидать въ будущемя.. Повторяемъ:
это не изъ техъ самобытныхъ и гешальныхъ
талантовъ, которые, подобно .Пушкину и
Лермонтову, делаются властителями думъ
своего времени и даютъ эпохе новое напра
влен^; но въ его таланте есть новый эле
мента, своя часть этой самобытности, ори
гинальности, которая, завися отъ натуры,
выводить талантъ изъ рода обыкновенныхъ,
и благодаря которой онъ будетъ иметь свое
влшше на современную ему литературу.
Русская поэзш уже до того выработалась и
развилась, что теперь почти невозможно прь
обрести на этомъ поприще известность, не
имея болйе или менее самоетоятельнаго та
ланта,—и въ то же время почти невозможно
истинному таланту не сделаться известнымъ
въ самое короткое время. Вотъ почему «Па
раша», — это произведете, запечатленное
веей свежестью, всей яркостью и страстно
стью и вместе съ темъ всей неопределен
ностью перваго опыта,—обратила на себя
общее внимаше тотчасъ по своемъ появле-
ши и удостоилась не только похвалы однихъ,
но и брани другихъ журналовъ,—брани,
въ которой высказалась, подъ плоскими и
неудачными остротами, худо скрытая досада...
Теперь иередъ нами вторая поэма Турге
нева. Сравнивая «Разговоръ» съ «Парашей»,
нельзя не видеть, что въ первомъ поэтъ
сдедалъ большой шагъ впередъ. Въ «Параше»
мысль похожа более на намекъ, нежели на
мысль, потому что поэтъ не могъ вполне
совладеть съ нею; въ «Разговоре» основная
мысль съ выпуклой и яркой определен
ностью представляется уму читателя. X
между темъ эта мысль не высказана ника
кой сентепщей; она вся въ изложенш содер
жант, вся въ звучномъ, крепкомъ, сжатомъ
и поэтическомъ стихе. Содержант поэмы
просто до того, что рецензенту нечего и пе
ресказывать. Это—разговоръ между старымъ
отшельникомъ, который и на краю могилы
все еще живетъ воспоминашемъ о своей
прошлой жизни, такъ полно, такъ могуще
ственно прожитой,—и молодыми человекомъ,
который везде и во всемъ ищетъ жизни и
нигде, ни въ чемъ не находитъ ея, отра
вляемый, мучимый какимъ-то неопределен
ными чувствомъ внутренней пустоты, тай-
црго недовольства собой и жизнью.
Пусть читатели сами проследятъ, въ цйлой
поэме, ея основную мысль; мы не считаемъ
себя въ праве отнимать у нихъ этого удоволь-
ствщ выписками. Скажемъ только, что всягай,
кто живетъ и, следовательно, чувствуетъ себя
поетигнутымъ болезнью нашего века—апа-
т!ей чувства и води, при пожирающей дея
тельности
МЫСЛИ,— ВСЯК1Й
съ глубокими вни-
машемъ прочтетъ прекрасный поэтичесюй
«Разговоръ» Тургенева и, прочтя его, глу
боко, глубоко задумается!...
Прокошй Ляпуновъ, или междуцарствш въ Рос-
сш,
продолжены
„Князя
С
сопина
Ш
уйскаго
“ .
Сочинены того оке автора. Спб. 1845. Четыре
части
. .
Почти десять лети прошло съ того вре
мени, какъ появился въ свети романъ
«Князь Скопинъ Шуйской», до настоящей
минуты, когда появляется продолжеше этого
романа: «Прокошй Ляпуновъ, или Между-
царствш въ Росши». Десять лети - много
времени, особенно для русской литературы,
это почти цйлый веки для нея! Въ самомъ
деле, какой огромный шагъ впереди сде
лала наша литература! Какъ изменился вкуси
нашей публики въ продолжеше этихъ десяти
дети. Кинемъ беглый взглядъ на тогдашнее
состоите русской литературы. Въ 1830 году
явился «Юрй Милославешй»; въ 1831—
«Роелавлевъ», Загоскина; въ этомъ же году
выходятъ две первыя части «Новика», въ
1832—третья, въ 1833—четвертая; въ 1835
году—«Ледяной Домъ», Лажечникова. Въ
эти же пять лети выходятъ романы: «По
ездка въ Германш», Греча, «Киргисъ-Кай-
сакъ», Ушакова, «Дочь Купца Жолобова»,
quasi-Kyпepoвcкiй сибирский романъ Калаш
никова, «Клятва цри Гробе Господнемъ»,
Полевого, «Семейство Холмскихъ», «Мона
стырка», Погорельскаго; Вельтманъ откры-
ваетъ «Кощеемъ Безсмертнымъ» длинный