487
СОЧИНЕШЯ В. Г. ЕЪЛИНСКЛГО.
488
стали бы вы искать въ «Полномъ собранш
сочинешй Д. М. Фонвизина» (1838). Поло-
жимъ, вамъ въ продолженщ многихъ лйтъ, съ
потерей значительныхъ (сравнительно съ то-
варомъ) денегъ, удалось все это собрать:
сколько нужно мйста для помйщешя всйхъ
этихъ книгъ, разноформатныхъ, разношерст-
ныхъ, старинныхъ, безвкусно, неопрятно из-
данныхъ, разгонисто напечатанныхъ! И все
что изъ удовольствш или необходимости за
глянуть въ иную изъ этихъ книгъ одинъ
разъ въ три года! А новые-то писатели, на-
примйръ, Пущкпнъ? Полное собрате его со
чинений, н е в с й х ъ собранныхъ и дурно
изданныхъ какъ въ отношенш къ редакцш,
такъ и въ отношенш типографскомъ (осо
бенно первые восемь томовъ), стоить шесть-
десять рублей!.. Шестьдесятъ рублей п о л
н о е собрате не вполнй собранныхъ сочи
нен® писателя, уже семь лйтъ умершаго,—
сочинен®, изъ которыхъ мноия еще при
жизни автора были по нискольку разъ из
даны! Шестьдесятъ рублей—одиннадцать не-
уклюжихъ томовъ!.. Когда авторъ самъ изда-
етъ свое сочинеше, онъ воленъ назначить
ему цйну по .своей прихоти, и вообще боль
шие проценты за новость сочинен®—самое
законное пршбрйтеше. Но когда творен®
автора известны всймъ читающимъ людямъ
цйлаго народа, когда каждое изъ нихъ изда
валось по нискольку разъ и когда, наконецъ,
уже нйтъ болйе самого автора,—его сочине-
н® должны быть издаваемы вноднй, для
всйхъ, следовательно, дешевле. Восемь главъ
«Онегина» сперва стоили сорокъ рублей;
потомъ, изданный отдельно и вполнй, «Онй-
гннъ» продавался по десяти рублей, а на
конецъ—по пяти; теперь не худо было бы,
если бъ хорошенькое издаше этой поэмы
можно было имйть за 50 или 40 к. сере-
бромъ. Посмотрите, какъ за границей изда
ются классически писатели. Огромный томъ
иревосходнаго компактнаго издания въ двй
колонны стоить не дороже десяти рублей.
Превосходнейшее издаше всего Байрона въ
Лондонй стоить восемь рублей. Къ полному
собранш сочинешй извйстнаго писателя тамъ
прилагается его бюграф®, писанная извйст-
нымъ литераторомъ; примйчан® и коммента
рии почитаются тоже необходимостью подоб-
ныхъ книгъ. Въ издан® полныхъ сочинешй
Байрона, о ноторомъ мы сейчасъ говорили,
вошли не только даже сдабыя и неудачный
произведем! этого поэта, каковы — «Часы
Праздности», не только его письма, но и вей
критики и антикритики, написанныя при его
жизни по поводу каждаго изъ его произве
ден®. Снажутъ: сочинешя Байрона—теперь
въ Англии общее достоян®, и издателю не
нужно платить денегъ за право ихъ издан®,
тогда какъ произведен® большей части
дуч-
шихъ нашихъ писателей составляютъ соб
ственность или самихъ ихъ, или ихъ наслйд-
никовъ, и потому еще не можетъ быть хо-
рошихъ и вмйстй съ тймъ дешевыхъ издан®
сочинешй, напримйръ, Карамзина и Пушки
на.—Это правда; но, во-первыхъ, почему не
желать хотя дорогихъ, зато хорошихъ и пол
ныхъ издан® Карамзина и Пушкина? А во-
вторыхъ, почему до сихъ поръ еще нйтъ
компактнаго изданш сочинен® Державина,
которое, будучи полно, снабжено хорошимъ
портрегомъ, хорошо написанной бшграфий
этого поэта и необходимыми примйчан®ми
въ пояснен® текста его творен®, стоил бы
не дороже полутора рубля серебромъ? Бйдь
уже слишкомъ три года, какъ сочинешя Дер
жавина сделались общимъ достояшемъ! По
чему нйтъ такого же издашя сочинешй Ло
моносова, отъ смерти котораго протекло уже
79 лйтъ? Мы даже думаемъ, почему бы не
быть компактными издашямъ всйхъ русскихъ
писателей, которые хотя только въ свое вре
мя пользовались большой известностью, а
теперь забыты, каковы: Кантемиръ, Тредья-
ковск®, Сумароковъ, Херасковъ, Петровъ,
Бобровъ? Французы въ этомъ отношен®
могли бы служить намъ образцомъ, нодража-
н® которому не было бы ни смйшно, ни
безполезно. Бйдь они издаютъ же, напри
мйръ, Делиля? И хорошо дйлають: кто ни
чего не видитъ для себя въ Делилй, тоть
пусть и не читаетъ его; но зачймъ же ли
шать удовольствш читать его тйхъ, которые
могутъ находить удовольств®, читая его? И
мы не безъ осноBanin думаемъ, что въ Рос
ши теперь еще не мало ночтенныхъ пожи-
лыхъ людей, которые Сумарокова, Хераскова
и Петрова считаютъ великими писателями,
гораздо выше Пушкина, и которые обрадо
вались бы возможности пр®брйсти за деше
вую цйну вполн'Ь опрятно, хорошо издан
ный вновь сочинешя этихъ корифеевъ доб-
раго стараго времени. Сверхъ того подобный
изданш были бы нелишними въ библштекахъ
казенныхъ учебныхъ заведший, были бы не
обходимы для вейхъ занимающихся русской
литературой по страсти или ex-officio. Можно
• имйть современный понятая объ эстетиче-
скомъ достоинств^ сочинешй Сумарокова, Хе
раскова и Петрова, но нельзя лишать ихъ
веякаго значении Правда, со стороны содер
жав® скоро выдохлись и сочинешя писате
лей повыше этихъ трехъ, и потому весьма
естественно скорое охлаждение къ нимъ
всл'Ьдъ за ними же вышедшихъ поколйн®,
который не чувствовали слишкомъ ощути
тельной связи интереса между ихъ сочине-
ншми и своими собственными потребностями,
и который имЬли вей причины болйе смот»
рйть впередъ, нежели оглядываться назпдъ..
Но, съ другой стороны, нельзя не согла-