Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  58 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 58 / 734 Next Page
Page Background

107

10В

СОЧИНЕНЫ В.

россШскаго стопссложевы»; въ 1810 году

издала она «О Счасты, дидактическое стихо­

творенье»; въ 1811 г. издала она свои «Сель-

ейе Вечера»; въ 1809—1812—«Неопытною

музу Анны Буниной» въ двухъ частяхъ; въ

1819—1821 вышло «Собранье Стихотворн­

ый Анвы Буниной» въ трехъ частяхъ. Зна­

менитейшее произведены Буниной была

нравственная поэма ея «Фаетонъ». Она, ка­

жется, перевела также и «Науку о Стихо­

творства» Буало и вообще не уступала графу

Дмитрш Ивановичу Хвостову ни въ талант!,

ни въ трудолюбии, ни въ выборе предыетовъ

для своихъ п’Ьснон'Ьшй. Собрате стихотворе-

Н

1

Й Анны Буниной было издано Россьй-

ской Академией. Но и Буниной не оканчи­

вается еще блистательный снисокъ старвн-

ныхъ нашихъ нисательницъ. Есть еще одна,

не мен!е знаменитая, хотя и менЬе изв!ст-

вая. Знаете ли

е ы

д4ввну Марью Изве­

кову? читали ли вы романы дйвивы Марьи

Извековой?... Если н'Ьтъ, то бегите въ книж­

ную лавку, попросите книгопродавца пс-

рьлься ьъ его погребахъ и кладовыхх—этихъ

жввжыыхъ кладбишахъ—и отыскать вамъ ро­

маны д!випы Марьи Изв4ковой, если ихъ

еще не съели мыши, и прочтите ихъ какъ

можно скор1е. Чтсбъ помочь вамъ въ вашихъ

поискахъ, мы поименуемъ ея романы. Ехъ

немного, всего три, да зато куда хороши!

«Эмилы, или Печальный СлЕдствш Безраз-

судной Любви» (4 ч. 1806), «Милена, или

Рйдшй Прим1ръ Великодушы » (1809), сТор­

жествующая Добродетель надъ Коварствомъ

и Злобой» (3 ч. 1809). Каковьь одни загла-

вш—такъ и дышатъ чистейшей нравстнен-

востью! А содержаше — еще лучше, еще

нравственнее, хотя, надо признаться, и не­

вообразимо скучно. Его составляютъ, проис-

шествш, въ которыхъ дЕйствуютъ лица безъ

образа; герои же, а особенно героини отли­

чаются необыкновенной говорливостью. Такъ,

напримЕръ, вы уже знаете черезъ самого

автора, что тогда то и тогда-то было съ ге­

роиней: нЕтъ, она сама начнетъ намъ пере­

сказывать, и гораздо длиннее, чЕмъ авторъ

уже разсказалъ вамъ, хотя и самъ авторъ не

любить выражаться коротко. Романы Изве­

ковой, кроме чистейшей нравственности, на­

сквозь проникнуты еще и нежнейшей чув­

ствительностью и, вероятно, многихъ слезъ

стоили они прекрасными читательницами

того времени, теперешними почтенными на­

шими тетушками и бабушками. И неблаго­

дарное потомство забыло девицу Марью Из­

векову, забыло совсемъ!.. Что жъ поел! это­

го прочно поди луной? Гд! Грецы, где Римъ?

спрашивали Байрокъ въ своемъ «Чайльдъ

Гарольде»; где романъь девицы Марьи Из­

вековой? часто спрашиваю я самого себя съ

глубокой тоской и печально смотрю на со-

Б'ЬДИН СКАГО.

временвыя произведены русской литерату­

ры .. Увы! везде мрачное царство смерти,

везде ея ужасное владычество, везде—даже

и въ книжномъ ирЫ Эта мысль съ особен­

ной силой поражаетъ насъ, которые столько

пережили, еще не успевъ состариться, ко­

торые съ такой надеждой, такой гордостью

встретили столько великихъ произведет#,

теперь уже умершихъ для света. Где теперь

все эти «киргизейе» и друйе «пленники»?

где все это множество романтическихъ поэмъ,

длинной вереницей потянувшихся за «Кав­

казскими Шеннвкомъ» Пушкина и «Черне-

цемъ» Козлова? Увы! не только эти скоро­

спелый произведены недопеченаго роман­

тизма, тогда такъ весхищавгаы насъ, не

только они не могутъ теперь останавливать

нашего внвманы, но мы не нашли бы въ

себе достаточной отваги, чтобы перечесть и

«Чернена»; н даже «Руслана и Людмилу»

и «Кавказснаго Пленника» мы теперь пере-

дистываемъ съ улыбке й. Где теперь нраво­

описательные и нравстненно-сатиричесйе

романы Булгарина, где его пресловутый

«Иванъ Быжнгинъ», котораго такъ сильно

бранили назади тому дгЬтъ четырнадцать?—

Где «Черная Женщина» Греча и «Фавтасти-

чеейя Путегаестыя» барона Брамбеуса? Вс©

тамъ же, где и «Корсаръ» Олина, и «Князь

Курбсйй» Бориса Ф(0)едорова, и романы

девивы Марьи Извековой!.. Давно ли «Мо-

сковсйй Телеграфъ» казался чудомъ уче­

ности, глубокой философы и здравой кри­

тики; давно ли казалось, что въ своемъ ходе,

они опережали самое время? Давно ли «Юрй

Милославской» считался великимъ нащональ-

нымъ романомъ? А где слава нашихъ ро­

мантическихъ поэтовъ? И кто не считался

назади тому около двадцати лети, кто не

считался тогда великимъ романтическими

поэтомъ? Даже Шевыревъ и самъ считали

себя, и другими многими считался поэтомъ

—и все это за довольно плойе стишонки.

Давно ли этотъ велийй мужи российской сло­

весности хлопотали о введены въ русское

етихосложейе скрипучихъ октавъ? И какъ

напрасно теперь силится они, помня старину,

блеснуть то плохими стихотворешемъ, то не­

слыханно оригинальной критической стать­

ей? И какъ напрасно вместе съ ними, помня

доброе старое время, Языковъ и Хомяковъ..

стараются спастись отъ волнъ Деты, хва­

таясь за обломки утлаго въ славянской

журналистике челнока—«Москвитянина»... А

колоссальная слава Марлинскаго и Венедик­

това—где же теперь она, если не тамъ, где.

слава романовъ девицы Марьи Извековой?

Съ появлены Пушкина гораздо больше

стало являться на Руси женщинъ-писатель-

ницъ; но известныхъ имени между ними ста­

ло меньше. Это оттого, что имена людей, дйй-