1 0 5
I. КРИП ЧЕСК1Я СТАТЬИ.
ные люди всегда заваливали литературу му-
соромъ своихъ сочинешй. Правда, в прежде—
въ доброе классическое время нашей лите
ратуры, бездарвыхъ писакъ такъ же, какъ
и теперь, было больше, чймъ даровитыхъ
писателей; но тогда не было между пишу-
:щимъ народомъ людей безграмотныхъ; тогда
вей старались писать въ тонй порядочнаго
•общества и не воспевали въ стихахъ «рос-
слйсжаго сиволдая» и «кабаковъ» (какъ это
недавно сдйлалъ Милькйевъ), и не восхи
щались тймъ, что Ломоносовъ былъ подвер-
.женъ несчастной страсти невоздершанш, отъ
которой и погибъ рано. Въ прежшя вре
мена пришли бы' въ ужасъ отъ такого ро
мантизма. Но въ наше время такъ назы
ваемый романтизмъ освободилъ писакъ отъ
.здраваго смысла, вкуса, грамматики, логики,
шорядочнаго тона, даже опрятности и чисто
плотности, и вей эти господа-сочинители стали
выйзжать въ своихъ романтически- народ-
ныхъ проввведеншхъ на разбитыхъ носахъ,
•фонаряхъ иодъ глазами, зипунахъ, лаптяхъ,
мужишшхъ рйчахъ и поговоркахъ, кабакахъ
и харчеьвяхъ. И все это ими представляется
и описывается безъ всякаго юмора, безъ
всякой сатирической цйлп, но съ добродуш
ными и добросовестными восторгомъ и удп-
вденшмъ къ своими неопрятными вымыслами;
-ссылаемся опять на того же Милькйева, ко
торый, вдохновившись сивухой, воспали ее
въ диеирамбй, безъ всякой иронш, важными,
-торжественными и патетичеокимъ тономъ.
Къ чести русскихъ жеящинъ-писатель-
лицъ надобно сказать, что между ними при
меры подобного романтизма или безграмот
ности составляютъ иекдгоченш изъ общаго
правила, — исключенш, который остаются
за немногими тйми, который, соблазнив
шись некоторыми журналами, пустились
«гуторить» въ нихъ народной (т. е. огород
нической) рйчью... Вой другш, обладая боль
шими или меньшими талантомъ, все-таки
•отличаются большей иди меньшей грамот
ностью, уважешемъ къ прилично и отвраще-
шемъ къ площадной и харчевенной народ
ности. Между тймъ въ ихъ послйдователь-
номъ явленш одна за другой есть нйчто
ни родй прогресса,—и Анна Бунина, и Зене-
зд а Р— ва представляютъ двй совершенный
противоположности не по одному таланту, но
"И по направленно и духу ихъ произведений.
Здйеь мы считаемъ кстати сдйлать короткое
•обозрйнш литературной деятельности рус
скихъ женщинъ. Въ каталогй Смирдина мы
ветрйчаемъ имена слйдующихъ женщинъ,
занимавшихся переводами съ иностранныхъ
языковъ на руссшй: Марья Сушкова (перевела
«Инки» Мармонтедя, въ 1778 году), Марья
Юрлова (1788), Катерина и Анна Водконскш
^1792), Корсакова (1792), Нилова (1793), Ба
скакова (1796), Марья Базилевичева (1799),
Марья Иваненко (1800', Лихарева (1801),
Настасья Плещеева (1808), Марья Фрей-
тахъ (1810), Катерина де-ла-Маръ (1815),
Татищева (1818), Беклемишева (1819), Бро
вина (1820), Вишлинская, А. и Катерина
Воейковы, Айна и Пелагея Вельяшевы-
Волынцовы, Вйра и Надежда Куеоиниковы.
Настасья Гагина, Катерина Меньшикова.
А. Мухина. Изъ этого списка видно, что
наши дамы рано приняли учаеие въ оте
чественной литературй. Въ 1789 году были
изданы «Лучине Часы Жизни Моей» Марьи
Поспйловой; а въ 1801 г. ея же «Черты
Природы и Истины, или Оттйнки Мыслей
и Чувствъ моихъ». Еще ранйе, именно въ
1774 г. (стало быть, шестъдесятъ девять
лйтъ назадъ тому), Катерина Урусова из
дала свою эпическую поэму въ пяти ийсняхъ
«По.йонъ, или ГГросвйтивпийся Нелгодимъ».
Александра Хвостова издала въ 1796 году
«Каминъ и Ручеекъ». Москвины издали евин
стихотворенш подъ заглавшмъ «Аошя» въ
1802 г. Дйвица Волкова издала въ 1807 г.
свои стихотворенш. Наумова издала свои
стихотворешя въ 1819 году подъ пменемъ
«Уединенной Музы Закамскихъ Береговъ».
Любовь Кричевская обнаружила особенную
плодовитость въ сравнеши съ исчисленными
нами писательницами: она издала «Мои Сво
бодный Минуты, или Собрате Сочинешй
въ Стпхахъ и Прозй, Любови Кричевекой»
(Харьковъ. 1818); драму вь трех-ь дйй-
ствшхъ «Нйтъ Добра безъ Награды» (Харь
ковъ, 1826); «Двй Повйстн» (Москва, 1827 )’
и «Историчесюе Анекдоты и Избранный
Изречешя Извйстныхъ Людей» (Харьковъ,
1827). Хотя сочинеше Анны Волковой
«Утренняя Бесйда Слйпого Старца съ своей
Дочерью» издано въ 1824 году, но, по наив
ному заглавие и, вйроятно, по такому же
содержанш, оно можетъ быть смйдо отне
сено къ произведеншмъ семисотъ-еемидеся-
тыхъ годовъ. Внрочемъ это произведете той
же самой Волковой, которая въ 1807 году
издала свои стихотворенш, и въ 1826 еще
писала стихи. Титова издала въ 1810 году
драму въ пяти дййствшхъ «Гусгавъ Ваза,
или Торжествующая невинность»; Катерина
Пучкова— «Первые Опыты въ Прозй» (Мо
сква, 1812); а въ 1817 году Марья Болот
никова издала «Деревенскую Лиру, или Ча
сы Уединенш». Но что вей эти писательницы
передъ знаменитой въ свое время Анной
Буниной? Она писала въ журналахъ и по-
томъ отдйльно издавала труды свои, писала
и переводила въ стихахъ и прозй, занима
лась не только поэзшй, но и Teopieä поэзш.
Въ 1808 году она издала трудъ свой подъ
назвашемъ «Правила Поэзш, сокращенный
перевоДъ аббата Ватё, съ присовокуп.теншмъ
1 0 о