Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  56 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 56 / 734 Next Page
Page Background

103

СО'ПШЕШЯ В. Г. БЪЛИПСКАГО.

1 0 4

безнравственной и безпутной, грязнитъ ея

благороднййшш чувства, чистййшш помы­

слы и стремдешя, возвышеннййнпя мысли,—

грязнитъ ихъ грязыо своихъ комментаршвъ;

объявляетъ ее безобразной кометой, чудо-

вшцнымъ явлешемъ, самовольно вырвав­

шимся нзъ сферы своего пола, изъ круга

своихъ обязанностей, чтобъ упоить свои раз-

нузданныя страсти и наслаждаться шумной

и позорной известностью. Не правда ли, что

это возмутительно несправедливо?.. А вотъ

вамъ и смйшное: то же самое общество не

читаетъ женщинъ, пишущихъ въ духй его

же собственной морали, и обходить ихъ са-

мымъ презрительнымъ невниманшмъ, потому

что оно само не вт.ритъ своей морали и

смеется надъ ней. Впрочемъ, оно противо-

рйчитъ такимъ образомъ самому еобй не въ

отношенш къ однймъ только женщинамъ.

Возьмемъ, напримйръ, современное фран­

цузское общество. Представители его— наби­

тые золотомъ м'Ъшки, прюбрйтатели, люди,

поклоняющееся золотому тельцу. Кого чи­

таетъ это общество? — писателей въ духй

чуждой ему морали. Это общество недавно

восхищалось двумя романами Эженя Сю

<M athilde» и «Mystères de Paris» , и эти ро­

маны не что иное, какъ страшный доносъ на

это общество. Это же общество не хочетъ

уже читать какого-нибудь мосье

де

Бальзака,

до сихъ поръ вйрнаго моральному принципу

выскочившаго въ люди богатаго мещанства,

оно смйется надъ нимъ, презнраетъ его, и

вмйсто его читаетъ Жоржъ Занда, въ кото-

ромъ имйло бы право видйть своего обвини­

теля, изобличителя и нравственную кару.

Послй этого извольте угождать обществу и

сообразоваться съ его моралью! Вей явленш

действительности внутри себя самихъ за-

ключаютъ свою необходимость: вотъ отчего

люди толкуютъ свое, а действительность идетъ

своей дорогой, не спрашиваясь у людей, но

заставляя людей спрашиваться у нея. При­

вычка мало-по-малу дЬдаетъ людей равно­

душными къ явленш, которое вначале по­

разило ихъ, и со временемъ они начинать,

не только считать это явленш естественнымъ,

но даже и приносить ему дань удивленья и

воеторженныхъ похвалъ. Таково теперь во

Франщи положение Жоржъ Зандъ, какъ пи­

сательницы; но не таково было ея положеше

назадъ тому несколько летъ. И что же?—

явись другая писательница съ такимъ же

гешемъ,— и на нее сперва польется обиль­

ный дождь клеветъ, браней, оскорбленШ,

лжи,— и все это во имя будто бы оскорблен­

ной ею морали, и при всемъ этомъ будутъ

раскупать ея сочинетя и твердить ихъ на­

изусть: а потомъ клеветы, лжи и брани

умолкнуть, сменившись на восторгъ и уди-

влете..! А въ то же время сколько женщинъ-

писательницъ въ духе общественной морали,

пичкающихъ свои еочиненш пошлыми сен-

тепцшми, пройдутъ незамеченный, неудо-

стоенныя ничьего вниманш!..

Сказанное нами не можетъ имйть примй-

ненш къ русской литературе. У насъ лите­

ратура имйетъ совсемъ другое значения

чймъ въ старой Европе. Тамъ она— выра-

жеше мысли, служащей источникомъ жизни

для общества въ каждую эпоху его истори-

ческаго развитая. У насъ литература прь

ятное и полезное, невинное и благородное

препровожденш времени и для писателя, и:

для читателя. Исключенш изь этого правила

такъ рйдки, что не стоить упоминать о нихч,-

Наши писатели (и то далеко не вей) только

одной ступенью выше обыкновенныхъ из­

обретателей и пршбрйтателей: наши чита­

тели (и то далеко не вей) только одной сту­

пенью выше людей, которые въ префераней

и сплетняхъ видятъ самое естественное пре­

провожден^ времени. Оттого у насъ вей

писатели, и хороши, и хзтдые, равно чита­

ются и почитаются, равно нмйютъ ограни­

ченный кругъ нравственнаго влшнш и равно­

скоро забываются. Исключен!о остается толь­

ко за писателями, которые ужъ слишкомъ по

плечу обществу и слишкомъ хорошо угодили

его вкусу, удовлетворили его нотребностямъ:

таковы, напримйръ, Марлинстнй и Бенедик-

товъ, которыхъ и теперь еще очень любятъ

даже въ столицахъ, а въ провинцш знаютъ

наизусть. Поэтому женщина у насъ смйло-

можетъ пускаться въ писательство: если она

не всегда можетъ надйяться стать слишкомъ

высоко, зато никогда не должна бояться за­

теряться въ заднихъ рядахъ нисакъ. Это

тймъ вйрнйе, что женщины, который когда-

либо пускались на Руси въ авторство, всегда

обладали нзвйстной степенью образованности,,

знатемъ хоть французскаго языка; при

этомъ имъ не мало служитъ и врожденный

женской натурй такть прилития и здраваго

смысла; тогда какъ несравненно большая

часть пишущихъ въ Росши мужчинъ попала

въ писатели нечаянно и безъ всякаго приго-

товленш, а потому и не знаютъ даже нер-

выхъ основашй грамматики своего родного-

языка, да и принадлежатъ еще къ такому

кругу понятай, изъ котораго совсймъ не слй-

довало бы показываться въ печати. Въ до­

казательство справедливости нашихъ словъ

указываемъ на длинную вереницу сочини­

телей въ родй Милькйева, Славина, Кузьми­

чева, Зотова, Вискресенскаго, Классена, Си-

гова, Антипы Огородникова, Тимоееева, Зра-

жевской, Бурачка, Мартынова, Кропоткина,.

Скосырева, Жданова, Шелехова, Куражсков-

скаго, Ильина и многихъ другихъ, которыхъ-

перечесть недостанетъ ни терпйнш, ни вре­

мени, ни мйста въ статьй. Скажутъ: бездар-