Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  606 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 606 / 734 Next Page
Page Background

437

КР7ИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

438

заться отъ ихъ взгляда на предметы,— и

у нихъ нЕтъ больше и таланта; тогда какъ

талантъ ноута-художннка всегда съ нимъ,

пока вокругъ него движется жизнь, к а к а я

б ы о н а ни был а .

Чтд составляетъ задушевную мысль Ис­

кандера, которая служить ему источни-

комъ его вдохновенш, возвышаетъ его

иногда въ вЕрномъ изображеши явлешй

общественной жизни почти до художествен­

ности?— Мысль о достоинств!; человЕче-

скомъ, которое унижается предразсудками,

невЕжествоми, и унижается то несправед­

ливостью человека къ своему ближнему,

то собственнымъ добровольными искаже-

шемъ самого себя. Герой всЕхъ романовъ

и повестей Искандера, сколько бы ни на­

писали они ихи, всегда были и будети

одинп и тоти же;: это— человЕкъ, ноня/пе

общее, родовое, во всей обширности этого

слова, во всей святости его значенщ. Ис-

кандеръ—по преимуществу поэтп г у м а н ­

н о с т и . Поэтому ви его романЕ бездна

лицп, большей частью мастерски очерчен-

ныхи, но нЕтъ героя, нЕтъ героини. Ви

первой части, заинтересовави наси четой

Негровыхп, они выводить нами героями

романа Круциферскаго и Любоньку. Ви

эпизодЕ, записанноми для связи обЕихи ча­

стей, героеми является Вельтови; но мать

Бельтова и его гувернери-женеведи едва

ли не больше, нежели они сами, инте-

ресуютн собой читателя. Во второй части

героями являются Вельтови и Еруцифер-

ская, и ви ней только раскрывается

впол

­

не

основная мысль романа, являющаяся

сначала таки загадочной ви его названш

«Кто виноватн?». Но мы должны признаться,

что эта-то мысль всего менЕе и интере-

суети наси ви романЕ, таки же, каки

Вельтови, герой романа, кажется нами са­

мыми неудачными лицомъ во всеми ро­

манЕ. Когда Круциферсшй сдЕлался же-

нихоми Любоньки, доктори Круиови ска­

зали ему: «не пара тебЕ эта невЕста, ужи

чтб хочешь,— эти глаза, этоти цвЕтн лица,

Доти трепети, который иногда пробЕ-

гаетъ по ея лицу,— о н а т и г р е н о к ъ , ко­

торый еще не з н а е т и с в о е й с илы , а ты,

да чтб ты? ты— невЕста; ты братецн, нЕм-

ка; ты будешь жена— ну, годно ли это?»

Въ этихи словахи лежитъ завязка романа,

который, по намЕрешю автора, долженъ

были только начаться свадьбой вмЕсто

того, чтобы кончиться ею. Автори, позна­

комивши наси си Бельтовыми, ведети наси

ви мирное убЕжище молодой четы, уже

четыре года наслаждающейся тихими се­

мейными счастьеми;— но, помня мрачное

предсказаше оракула въ лицЕ скентиче-

сваго доктора, читатель невольно ждети,

что въ самой картинЕ семейнаго счастья

Круциферскихъ автори нокажетъ ему за­

родыши и начало будущихъ бЕдъ. Еруци-

ферсшй дЕйствительно не женился, а вы-

шелъ замужъ. Его жена была слишкомъ

выше его, слЕдовательно, слишкомъ не но

немъ. Естественно, что они были вполнЕ

счастливь ею; но не естественно, чтобъ

она была спокойно счастлива, не видЕла

тревожныхъ снови, не задумывалась на­

яву. Она могла уважать и даже любить

своего мужа, какъ существо младенчески

чистое и благородное, которое сверхъ то­

го вырвало ее изъ аду родительскаго до­

ма; но такая ли любовь могла удовлетво­

рить такую женщину, наполнить тЕ по­

требности, тЕ стремления ея натуры, ко­

торый тЕмъ мучительнЕе, чЕмъ неопредЕ-

леннЕе и безсознательнЕе? Знакомство съ

Бельтовыми, скоро превратившееся въ лю­

бовь, должно было только открыть ей

глаза на ея положена, пробудивъ въ ней

сознавш того, что она не могла быть счаст­

лива съ такими чедовЕкомъ, какъ Еруци-

ферсгай. Но этого автори не сдЕлалъ.

Мысль была прекрасная, исполненная

глубокаго трагическаго звачешя. Она-то

и увлекла большинство читателей и номЕ-

шала ими замЕтить, что вся исторш тра­

гической любви Бельтова и Круциферской

разсказана умно, очень умно, даже ловко,

то зато ужи нисколько не художественно.

Тутъ мастерской разсказъ, но нЕтъ и слЕда

живой поэтической картины. Мысль спасла

и вынесла автора: умомъ они вЕрно по­

няли положенье своихъ героевъ, но пере­

дали его только какъ умный человЕкъ, хо­

рошо

ПОНЯВШ1Й

дЕло, но не какъ поэтъ.

Таки иногда даровитый актеръ, взявппйея

за роль, которая вовсе не въ его сред-

ствахъ и талантЕ, все-таки не портить ее,

но умно и Ловко выполняетъ ее, вмЕсто

того чтобы сыграть. Мысль роли не поте­

ряна, а трагичесшй смысли пьесы допол-

няетъ недостатокъ въ выполненш главной

роли,— и зритель не вдругъ догадывается,

что они были только увлеченъ, а совсЕмъ

не удовлетворенъ.

Это доказывается между прочими и тЕмъ,

что во второй части романа характеръ

Бельтова произвольно измЕненъ авторомъ.

Сперва это были человЕкъ, жаждавпнй

полезной дЕятельности и ни въ чемъ не

находивпий ея, по причинЕ ложнаго вое-

питанш, которое дали ему благородный

женевешй мечтатель. Вельтови знали мно­

гое и обо всеми имЕлъ общш понятш, но

совершенно не знали той общественной

ереды, въ которой одной моги бы дЕйство-

вать съ пользой. Все это не только ска­

зано, но и показано авторомъ мастерски.