Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  610 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 610 / 734 Next Page
Page Background

4 4 5

I.

КРИТИЧЕСКИ

СТАТЬИ.

4 4 6

— значило бы вовсе не понять его. Онъ

можетъ изображать верно только мфъ, под­

лежащей ведомству его задушевной мысли;

его мастерите очерки основаны на вро­

жденной наблюдательности и на изученш

известной стороны действительности. На­

тура воспршмчивая и впечатлительная, ав-

торъ сохранить въ памяти своей мнопе об­

разы, поразивппе его еще въ детстве. Легко

понять, что выводимый имъ лица не суть

чистыя созданы фантазш, это скорее ма­

стерски обделанные, а иногда и вовсе пе­

ределанные матертлы, целикомъ. взятые

изъ действительности. Ведь мы сказали,

что авторъ больше философъ и только не­

множко поэтъ...

Совершенную противоположность состав­

л я е м съ нимъ въ этомъ отношении авторъ

«Обыкновенной Исторш». Онъ—поэтъ, ху­

дожники, и больше ничего. У него нетъ

ни любви, ни вражды къ создаваемыми

имъ лицамъ, они его не веселятъ, не сер-

дятъ, онъ не даетъ никакихъ нравствен-

ныхъ уроковъ ни имъ, ни читателю; онъ

иакъ будто думаетъ: кто въ беде, тотъ и

въ отвёте, а мое дело сторона. Изъ всехъ

нынешнихъ писателей онъ одинъ, только

онъ одинъ приближается къ идеалу чиста-

го искусства, тогда какъ все друпе ото­

шли отъ него на неизмеримое простран­

ство—и тбмъ самымъ успеваютъ. Все ны­

нешние писатели имеютъ еще нечто кроме

таланта, и это-то нечто важнее самаго та­

ланта и составляем, его силу; у Гончарова

нетъ ничего, кроме таланта, онъ больше,

чемъ кто-нибудь теперь, поэтъ-художникъ.

Талантъ его не первостепенный, но силь­

ный, замечательный. Къ особенностямъ

его таланта принадлежим, необыкновенное

мастерство рисовать женсте характеры.

Онъ никогда не повторяетъ себя, ни одна

его женщина не напоминаем собой дру­

гой, и все, какъ портреты, превосходны.

Кто общаго между грубой и злой, но по-

своему способной къ

пбжнымъ

чувствамъ

Аграфеной и между светской женщиной,

мечтательной и съ разстроенными нерва­

ми? И каждая изъ нихъ въ своемъ роде

мастерское, художественное произведете.

Мать молодого Адуева и мать Надиньки—

обе

старухи,

обе

очень добры, обе очень

любятъ своихъ детей и обе равно вредны

своимъ детямъ, наконецъ, обе глупы и

пошлы. А между темъ это два- лица совер­

шенно различный: одна — барыня провин­

циальная стараго века, ничего не читаем

и ничего не понимаем, кроме мелочей хо­

зяйства: сдовомъ, добрая внучка злой гос­

пожи Простаковой; другая—барыня столич­

ная, которая читаем французеюя книжки,

ничего не понимаем, кроме мелочей хо­

зяйства, словомъ, добрая правнучка злой

госпожи Простаковой. Въ изображены та-

кихъ плоскихъ и пошлыхъ лицъ, лишен-

ныхъ всякой самостоятельности и ориги­

нальности, иногда всего лучше выказывает­

ся талантъ, потому что всего труднее обо­

значить ихъ чемъ-нибудь особеннымъ. "Ктб

общаго между этой живой, ветренной, свое­

нравной и немножко лукавой Надинькой,

и той спокойной по наружности, но пожи­

раемой внутреннимъ огнемъ Лизой? Тетка

героя романа — лицо вводное, мимоходомъ

очерченное, но какое прекрасное женское

лицо! Какъ хороша она въ сцене, оканчи­

вающей первую часть романа! Мы не бу-

демъ распространяться насчетъ мастерства,

съ какимъ обрисованы мужски характеры:

о женскихъ мы не могли не заметить, по­

тому что до сихъ поръ они редко удава­

лись у насъ даже первостепенными талан­

тами; у нашихъ писателей женщина—или

приторно сентиментальное существо, или

семинарием въ юбке, съ книжными фра­

зами. Женщины Гончарова живыя, верныя

действительности созданш. Это новость въ

нашей литературе.

Обратимся къ двумъ главными мужскими

лицамъ романа — молодому Адуеву и его

дяде, Петру Иванычу: о послёднемъ не­

льзя не сказать хотя несколько словъ, гово­

ря о первом , потому что онъ противопо­

ложностью своей еще более оттеняем ге­

роя романа. Говорятъ, типъ молодого Адуе­

ва—устарелый; говорим, что тате харак­

теры уже не существуюм на .Руси. Н ем ,

не перевелись и не переведутся никогда

таше характеры, потому что ихъ произво­

дить не всегда обстоятельства жизни, но

иногда сама природа. Родоначальники ихъ

на Руси — Владимфъ Пенсий, по прямой

лиши происходящий о м гётевскаго Верте-

ра. Пушкинъ первый заметили существо-

ваше въ нашемъ обществе такихъ натуръ

и указали на нихъ. Съ течетемъ времени

онё будум изменяться, но сущность ихъ

всегда будем та же самая... Молодой

Адуевъ, прИхавь въ Петербурга, мечта­

ем , съ какой радостью обнимем своего

обожаемаго дядю и въ какомъ восторге

будетъ о м него дядя. Онъ останавливается

въ трактире—и боится, что дядя осердит­

ся на него, зачемъ онъ не прЖхалъ прямо

къ нему. Холодный пршмъ дяди развеива­

е м его провинщалъныя мечты. До сихъ

поръ молодой Адуевъ является больше про-

винщаломъ, нежели романтикомъ. Онъ да­

же непрштяо были поражёнъ темъ, что

дядя назвали дуракомъ Заезжалова и ду­

рой деревенскую тетку съ ея желтыми

цветкомъ, яриславшихъ къ нему преглу-

пейшш

письма. Провинщалы часто быва-