447
С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКАГО.
448
ютъ очень смутны въ свонхъ отношешяхъ
къ своимъ роднымъ и знакомымъ. Въ ма-
ленысихъ городкахъ жизнь однообразна, уз
ка, мелка, вей друтъ друга знаютъ, и если не
враждуютъ между собой, то непременно пре-
бываютъ въ нежнейшей дружбе; среднихъ
отношешй почти нетъ. И вотъ изъ городка
отправляется искать счастья въ столицу мо
лодой человекъ; все имъ интересуются, про-
вожаютъ его, желаютъ ему всякаго счастья,
просятъ не забывать. Онъ уже сделался
въ столице пожилымъ чедовекомъ, родной
городокъ его представляется ему какимъ-
то смутными видйшемъ; подъ влшшемъ
новыхъ впечатлйшй, новыхъ знакомствъ,
отношешй, интересовъ, онъ давно переза
были и имена, и лица людей, которыхъ такъ
коротко зналъ въ детстве, и помнитъ только
о самыхъ близкихъ къ нему, да и то они
представляются ему въ томъ виде, какъ
Ънъ ихъ оставили, а ведь они съ техъ
пори переменились 'же. По ихъ письмами
онъ видитъ, что у него съ ними нетъ ни
чего общаго; отвечая имъ, онъ подделы
вается подъ ихъ тонъ, подъ ихъ понятая;
удивительно ли, что онъ пишетъ къ нимъ
реже и реже, наконецъ, и совсемъ пере-
стаетъ писать. Мысль о пргйздй въ столицу
родственника или знакомаго пугаетъ его
столько же, какъ жителей пограничнаго
города во время войны пугаетъ мысль, что
непрштель пойдетъ ихъ дорогой. Въ сто
лице не понимаютъ заочной любви; здесь
думаютъ, что любовь, дружба, пршзнь, зна
комство поддерживаются личными отноше-
вшми, а разлукой и отсутствшмъ охла
ждаются и уничтожаются. Въ провинщи ду
маютъ совсемъ наоборотъ; вслйдствщ одно-
образш жизни, тамъ удивительно развита
наклонность къ любви и дружбе. Тамъ рады
всякому; мешать другъ другу, не давать
покою — тамъ считается священнейшей
обязанностью. Если кому-нибудь переста-
нутъ надоедать родственники и знакомые,
онъ сочтетъ себя самымъ иесчастнымъ,
наиболее обиженнымъ человекомъ въ М1ре.
Когда къ провинщалу, живущему въ малень-
комъ городке, вдругъ наезжаетъ орда
родственниковъ и обращаетъ его малень-
шй домикъ въ боченокъ, набитый сельдями,
онъ, по наружности, не знаетъ какъ и ра
доваться; съ веселымъ лицомъ бегаетъ,
суетится, угощаетъ всю эту толпу, а вну-
тренно отъ всей души проклинаетъ . ее. А
между тймъ, попробуй-ка эти люди въ дру
гой разъ остановиться не у него: онъ ни
когда имъ не простить этого. Такова ужъ
патршрхальная логика провинцш! И съ та
кой-то логикой пргёзжаетъ иногда провин-
щалъ въ столицу по дйдамъ со всемъ се
мейсгвомъ своимъ. Въ столице есть у него
родствбнникъ, который летъ ужъ двадцать
какъ выехалъ изъ своего местечка и дав-
нымъ давно перезабылъ всехъ своихъ род-
ныхъ и знакомыхъ. Нашъ провинщалъ де-
титъ къ нему съ распростертыми объятшми,
съ малыми детьми, которыхъ надо разме
стить по учебнымъ заведеншмъ, и обожае
мой супругой, которая пргЬхала полюбо
ваться на столичные магазины модъ. Раз
даются ахи, охи, крикъ, пискъ, визгъ.
«А
мы прямо къ вамъ, мы не смели остано
виться въ трактире!» Столичный родствен-
никъ бледнеетъ, не знаетъ, чтб делать, чтб
сказать, онъ похожъ на жителя города, взя-
таго непрштелемъ, къ которому въ домъ во
рвалась толпа предавшихся грабежу непрщ-
тельскихъ солдата. А между тймъ, ему уже
подробно изъяснено, какъ его любятъ, какъ
его помнятъ, какъ о немъ безпрестанно
говорить и какъ на него надеются, какъ
уверены, что онъ непременно поможетъ
определить Костиньку, Петиньку, вединьку,
Ыитиньку по корпусамъ, а Машеньку, Са
шеньку, Любочку и Таничку въ института.
Столичный родственникъ видитъ, что отъ
.одной минуты зависитъ его гибель или спа
сете, собирается съ духомъ и съ холодной
вежливостью объясняетъ непрштельскому
отряду, что онъ никакъ не можета принять
ихъ къ себе, что его квартира тесновата
и для его собетвеннаго семейства, что въ
корпуса и институты дйти принимаются по
экзамену и по указанному порядку, что
тутъ не поможетъ никакая протекцш, если
нетъ вакантныхъ места, или если дйти
старше или моложе пршмныхъ ийта или не
выдержать экзамена, а тймъ болйе про
текция такого незначитедьнаго человека,
какъ онъ, который сверхъ того служить со
всемъ по другому ведомству и не знакомь
ни съ кймъ изъ начальниковъ учебныхъ
заведешй.
Разочарованные
провинщалы
удаляются въ бйшенстве, вопнотъ про-
тивъ столичнаго эгоизма и развращенш,
и говорить о своемъ родственнике, какъ
о чудовищй. А между тймъ это, можета
быть, очень порядочный чедовйкъ; вся ви
на его въ томъ, что онъ пе захотйлъ обра
тить своей квартиры въ безобразный та-
боръ, лишить себя всякаго пршта въ
собственномъ домй, всякой возможности
заниматься дйлами службы въ тиши свое
го кабинета, принимать у себя по вечерамъ
людей, или .близкихъ ему, или полезныхън
необходимыхъ ему по службе, и такпмъ
образомъ стеснить себя, подвергнуть себя
тяжкимъ лишешямъ для людей, совершен
но чуждыхъ ему, съ которыми бы опъ не
захотйлъ вести и обыкновенна«) знаком
ства. А между тймъ и эти провинщалы по-
своему люди добрые и даже неглупые; вся