Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  605 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 605 / 734 Next Page
Page Background

435

СОЧИНЕШЯ В. Г. БЪЛИНСКАГО.

43

&

ха,— о нихъ не только говорить вм'ЬстЬ,

но еще и сравниваюсь ихъ между собой,

будто явленш однородный. Одинъ журнале.,

объявивъ недавно романъ Искандера въ

высшей степени художественнымъ произ-

ведешемъ, изъявили свое недовольство ро-

маномъ Гончарова на томъ основании что

въ посл'Ьднемъ не нашедъ достоинствъ пер-

ваго. Мы тоже намерены въ разбора этихъ

романовъ ставить ихъ вместе, но не для

того, чтобы показать ихъ сходство, кото-

раго между ними, какъ произведешями со­

вершенно различными по ихъ сущности,

нйтъ и гЬни, а для того, чтобы самой ихъ

взаимной противоположностью вГрнъе очер­

тить особенность каждаго изъ нихъ и по­

казать ихъ достоинства и недостатки.

Видеть въ автор!; «Кто виновата?» не-

обыкновеннаго художника— значить вовсе

не понимать его таланта. Правда, онъ об­

ладаешь замечательной способностью вер­

но передавать явленш действительности,

очерки его определенны и резки, картины

его ярки и сразу бросаются въ глаза. Но

даже и эти самыя качества доказываютъ,

что главная сила его не въ творчестве, не

въ художественности, а въ мысли, глубоко

прочувствованней, вполне сознанной и раз­

витой. Могущество этой мысли— главная

сила его таланта; художественная манера

схватывать верно

явленш

действитель­

ности— второстепенная, вспомогательная си­

ла его таланта. Отнимите у него первую,—

вторая окажется слишкомъ несостоятельной

для самобытной деятельности.

Подобный талантъ не есть что-нибудь осо­

бенное, исключительное, случайное. Нйтъ,

таше таланты такъ же естественны, какъ

и таланты чисто художественные. Ихъ дея­

тельность образуетъ особенную сферу искус­

ства, въ которой фантазш является на

второмъ мГсте, а умъ— на первомъ. На

это различш мало обращаютъ вниманш, и

оттого въ теорш искусства выходить страш­

ная путаница. Хотятъ видеть въ искусстве

своего рода умственный Китай, резко от­

деленный точными границами отъ всего,

что не искусство въ строгомъ смысле сло­

ва. А между тймъ эти пограничный лиши

существуюта больше предположительно, не­

жели действительно; по крайней мере, ихъ

не укажешь пальцемъ, какъ на карте гра­

ницы 1'осударствъ. Искусство, по мере при­

ближены къ той или другой своей грани­

це,

постепенно теряетъ нечто отъ своей

сущности и принимаешь въ себя отъ сущ­

ности того, съ чймъ граничитъ, такъ что

вместо разграничивающей черты является

область, примиряющая обе стороны.

Поэта-х^дожникъ— более живописецъ, не­

жели думаютъ. Чувство формы—въ этомъ

вся натура его. Вечпо соперничать съ при­

родой въ способности творить— его вы­

сочайшее наслажденье. Схватить данный

предмета во всей его истине, заставить

его, таКъ сказать, дышать жизнью— воть

въ чемъ его сила, торжество, удовлетво-

ренге, гордость. Но поэзш выше живопи­

си, пределы ея обширнее, нежели пределы

всякаго другого искусства. И потому поэта,

разумеется, не можешь ограничиться одной

живописью,— о чемъ мы, впрочемъ, уже го­

ворили. Но какш бы ни были другш пре­

восходный, возбуждающая восторгъ и уди­

влены качества его творенш, — все-таки

главная сила его въ поэтической живописи.

Онъ обладаетъ способностью быстро по­

стигать все формы жизни, переноситься во

всякгй характеръ, во всякую личность,— и

для этого ему нужны не опыта, не из­

учены, а достаточно иногда одного намека

или одного быстраго взгляда. Два-три фак­

та,— и его фантазш возстановляетъ целый

отдельный, замкнутый въ самомъ себе

мщъ жизни, со всеми его условшми и от-

ношеншми, съ свойственнымъ ему колори-

томъ и оттенками. Такъ Кювье наукой до-

шелъ до искусства по одной ископаемой

кости возетановлять умственно целый ор-

ганизмъ животнаго, которому она пр1 над­

лежаща. Но тутъ действовать гешй, раз­

витый и вспомоществуемый наукой; поэтъ

же преимущественно опирается на свое

чувство, свой поэтичесюй инстинкта.

Другой разрядъ поэтовъ, о которомъ мы

начали говорить и къ которому принадле­

жишь авгоръ

романа «Кто виновата?»,

можетъ изображать верно только те сто­

роны жизни, который особенно почему бы

то ни было поразили ихъ мысль и особенно

знакомы имъ. Они не понимаютъ насла­

ждены представить верно явлены действи­

тельности для того только, чтобы верно

представить его. У нихъ недостаетъ ни

охоты, ни терпены на такой, по ихъ мне­

нью, бе

8

подезный трудъ. Для нихъ важенъ

не предмета, а смыслъ предмета,— и ихъ

вдохновенье вспыхиваетъ только для того,

чтобы черезъ верное представлены пред­

мета сделать въ глазахъ всехъ очевид-

нымъ и осязательнымъ смыслъ его. У нихъ,

стало быть, определенная и ясно сознан­

ная цель впереди всего, а поэзш— только

средство къ доетиженш этой пели. По­

этому доступный ихъ таланту М1ръ жизни

определяется

ихъ

задушевной

мыслью,

ихъ взглядомъ на жизнь; это магичесшй

кругъ, изъ котораго они не могутъ выйти

безнаказанно, т. е. не теряя вдругъ спо­

собности изображать действительность по­

этически верно. Отнимите у нихъ эту оду­

шевляющую ихъ мысль, заставьте отка-