4 4 9
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
4 5 0
вина ихъ въ томъ, что, отправляясь въ
столицу, они уверены найти въ ней, за
исключешемъ огромности, великолйшя и
модныхъ магазиновъ, свой городокъ, съ
теми же нравами, обычаями и донятшми.
Они по-своему любятъ роскошь и велико-
л'Ьше, хотя и безъ вкуса; при средствахъ
готовы изукрасить всячески свою залу и
гостиную; о кабинете не имйютъ понятая
и не знаютт зачймъ онъ; спальня и дат
ская у нихъ всегда самыя грязныя к
х-
ты; имъ ничего не стоить потесниться и
пожаться; понятае о комфорте не суще-
ствуетъ для нихъ, они привыкли къ тесно
те, любятъ ее по пословице: въ тесноте
люди живутъ, да и жилымъ крепче пах-
нетъ. Они всякому рады и, по сдовамъ
Петра Ивановича, хоть ночью ужинъ со-
стряпаютъ. По замечашю его племянника,
эта черта составляетъ добродетель рус-
скпхъ, съ чемъ Петръ Ивановичъ реши
тельно не согласенъ. «Какая тутъ добро
детель — говорить онъ. — Отъ скуки тамъ
всякому мерзавцу рады; милости просимъ,
кушай, сколько хочешь, только займи какъ-
нибудь нашу праздность, помоги убить
время, да дай взглянуть на тебя: все-таки
что-нибудь новое; а кушанья не пожалеемъ:
это намъ здесь ровно ничего не стоить...
Препротивная добродетель!» Петръ Ива
новичъ выразился немножко жестоко, но
не совсемъ несправедливо. Действительно,
радуппе и гостепршмство провинщальное
больше всего основываются на бездействш,
праздности, скуке, привычке. Силу етолич-
ныхъ людей они измеряютъ не местомъ,
не связями, не влшншмъ, а чиномъ, и отъ
души уверены, что если кто действитель
ный статсшй советники, такъ ужъ непре
менно всемогущая особа, которой стоить
только сказать слово, чтобы сейчасъ ре
шили въ вашу пользу процессъ, тянувшийся
пятьдесятъ лётъ, приняли вашихъ детей
въ учебное заведете, далн вами выгодное
место, чинъ и орденъ. Откажите имъ въ
какой-нибудь просьбе, при всемъ вашемъ
желанщ исполнить ее, но по невозможности
выполнить,— и вотъ вы самый безнравствен
ный человекъ въ шрй, вы зазнались, под
няли носъ, презираете провинщаловъ. А у
нихъ первая добродетель—ни передъ кемъ
не зазнаваться, не отказываться ни отъ
чьего знакомства и быть готовыми къ
услугами всехъ и каждаго. Правда, нигде
нетъ такого важничанья, ломанья, счета
старншнствомъ, чинами, звашемъ; но этотъ
пороки, опасный для общаго мира и согла
си, смягчается тамъ добродетельной го
товностью съежиться въ прнеутствш чело
века, который хотя одними чиномъ выше,
и въ то же самое время не уронить своего
Соч. Б
ълинскаго
. Т. IV.
достоинства передъ тймъ, кто чиномъ ни
же. Впрочемъ, эта добродетель процветаетъ
и въ столице, хотя и въ более тонкихъ
формахъ. Но въ провинщи это делается
съ истинно аркадской наивностью. «Э, бра-
тецъ (говорить богатый помещики или
важный чиновники бедному помещику или
чиновнику), ты меня вовсе забыли, аль яе-
доволенъ мной? или плохо кормлю? кажется,
у меня для тебя всегда есть плошка за
столомъ, шутъ ты гороховый!» Бедняки
слегка конфузится, бормочетъ извинешя,
держась передъ своими патрономъ въ по
чтительной позе; но въ глазахъ его сшетъ
удовольствш: онъ знаетъ, где гневи, тутъ
и милость, и что въ иной брани больше
любви, чемъ въ иной ласке. «Ну, да хо
рошо, Боги тебя простить, теперь пой-
демъ-ка хлеба-соли откушать, обедъ готовь».
И оба довольны: одинъ, что выполнили-
въ точности законы пахршрхадънаго госте-
пршмства и обласкали беднаго человека;
другой,— что хорошо принять и обласканъ
такой важной въ его глазахъ персоной. И
этотъ бедняки всегда предпочтетъ обществу
совершенно равныхъ ему людей не только
общество аристократовъ его захолустья, но
и общество низшйхъ его людей, потому
что онъ тогда только и чувствуетъ свое
достоинство, когда унижается передъ выс
шими и ломается передъ низшими. Ко
нечно, это отнюдь не можетъ относиться ко
всеми провинщаламъ; везде есть люди
образованные, умные и достойные, но они
везде въ меньшинстве, а мы говоримъ о
большинстве. Непосредственное влште окру
жающей человека среды такъ на него
сильно, что лучнйе изъ провинщаловъ бы-
ваютъ не чужды провинщальныхъ предраз-
судковъ, и на первый разъ теряются, прй -
хавши въ столицу.
Тутъ все дико имъ, все не такъ, какъ у
нихъ. Тамъ жизнь простая, нараспашку;
ходятъ другъ къ другу во всякое время,
безъ доклада. Приходить соседи къ со
седу: въ прихожей или нетъ никого, иди
спить на грязномъ залавке небритый ла
кей или оборванный мальчишка, а спитъ
онъ потому, что ему нечего делать, хотя
окружающая его грязь и вонь могли бы
дать ему работы дня на два. И воть гость
входить въ залу — нетъ никого; въ го
стиную— тоже никого; онъ въ спальню — и
вдругъ тамъ раздается визгливое ахъ;
гость говорить въ прштномъ замешатель
стве: «извините-съ», медленно пятится въ
гостиную, къ нему кто-нибудь выбегаетъ,
изъявляетъ свой восторги отъ его посе
щении и оба смеются надъ забавными
приключешемъ. А здесь, въ столице, все
на заперта, везде колокольчики, везде не-
1 6