Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  612 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 612 / 734 Next Page
Page Background

4 4 9

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

4 5 0

вина ихъ въ томъ, что, отправляясь въ

столицу, они уверены найти въ ней, за

исключешемъ огромности, великолйшя и

модныхъ магазиновъ, свой городокъ, съ

теми же нравами, обычаями и донятшми.

Они по-своему любятъ роскошь и велико-

л'Ьше, хотя и безъ вкуса; при средствахъ

готовы изукрасить всячески свою залу и

гостиную; о кабинете не имйютъ понятая

и не знаютт зачймъ онъ; спальня и дат­

ская у нихъ всегда самыя грязныя к

х-

ты; имъ ничего не стоить потесниться и

пожаться; понятае о комфорте не суще-

ствуетъ для нихъ, они привыкли къ тесно­

те, любятъ ее по пословице: въ тесноте

люди живутъ, да и жилымъ крепче пах-

нетъ. Они всякому рады и, по сдовамъ

Петра Ивановича, хоть ночью ужинъ со-

стряпаютъ. По замечашю его племянника,

эта черта составляетъ добродетель рус-

скпхъ, съ чемъ Петръ Ивановичъ реши­

тельно не согласенъ. «Какая тутъ добро­

детель — говорить онъ. — Отъ скуки тамъ

всякому мерзавцу рады; милости просимъ,

кушай, сколько хочешь, только займи какъ-

нибудь нашу праздность, помоги убить

время, да дай взглянуть на тебя: все-таки

что-нибудь новое; а кушанья не пожалеемъ:

это намъ здесь ровно ничего не стоить...

Препротивная добродетель!» Петръ Ива­

новичъ выразился немножко жестоко, но

не совсемъ несправедливо. Действительно,

радуппе и гостепршмство провинщальное

больше всего основываются на бездействш,

праздности, скуке, привычке. Силу етолич-

ныхъ людей они измеряютъ не местомъ,

не связями, не влшншмъ, а чиномъ, и отъ

души уверены, что если кто действитель­

ный статсшй советники, такъ ужъ непре­

менно всемогущая особа, которой стоить

только сказать слово, чтобы сейчасъ ре­

шили въ вашу пользу процессъ, тянувшийся

пятьдесятъ лётъ, приняли вашихъ детей

въ учебное заведете, далн вами выгодное

место, чинъ и орденъ. Откажите имъ въ

какой-нибудь просьбе, при всемъ вашемъ

желанщ исполнить ее, но по невозможности

выполнить,— и вотъ вы самый безнравствен­

ный человекъ въ шрй, вы зазнались, под­

няли носъ, презираете провинщаловъ. А у

нихъ первая добродетель—ни передъ кемъ

не зазнаваться, не отказываться ни отъ

чьего знакомства и быть готовыми къ

услугами всехъ и каждаго. Правда, нигде

нетъ такого важничанья, ломанья, счета

старншнствомъ, чинами, звашемъ; но этотъ

пороки, опасный для общаго мира и согла­

си, смягчается тамъ добродетельной го­

товностью съежиться въ прнеутствш чело­

века, который хотя одними чиномъ выше,

и въ то же самое время не уронить своего

Соч. Б

ълинскаго

. Т. IV.

достоинства передъ тймъ, кто чиномъ ни­

же. Впрочемъ, эта добродетель процветаетъ

и въ столице, хотя и въ более тонкихъ

формахъ. Но въ провинщи это делается

съ истинно аркадской наивностью. «Э, бра-

тецъ (говорить богатый помещики или

важный чиновники бедному помещику или

чиновнику), ты меня вовсе забыли, аль яе-

доволенъ мной? или плохо кормлю? кажется,

у меня для тебя всегда есть плошка за

столомъ, шутъ ты гороховый!» Бедняки

слегка конфузится, бормочетъ извинешя,

держась передъ своими патрономъ въ по­

чтительной позе; но въ глазахъ его сшетъ

удовольствш: онъ знаетъ, где гневи, тутъ

и милость, и что въ иной брани больше

любви, чемъ въ иной ласке. «Ну, да хо­

рошо, Боги тебя простить, теперь пой-

демъ-ка хлеба-соли откушать, обедъ готовь».

И оба довольны: одинъ, что выполнили-

въ точности законы пахршрхадънаго госте-

пршмства и обласкали беднаго человека;

другой,— что хорошо принять и обласканъ

такой важной въ его глазахъ персоной. И

этотъ бедняки всегда предпочтетъ обществу

совершенно равныхъ ему людей не только

общество аристократовъ его захолустья, но

и общество низшйхъ его людей, потому

что онъ тогда только и чувствуетъ свое

достоинство, когда унижается передъ выс­

шими и ломается передъ низшими. Ко­

нечно, это отнюдь не можетъ относиться ко

всеми провинщаламъ; везде есть люди

образованные, умные и достойные, но они

везде въ меньшинстве, а мы говоримъ о

большинстве. Непосредственное влште окру­

жающей человека среды такъ на него

сильно, что лучнйе изъ провинщаловъ бы-

ваютъ не чужды провинщальныхъ предраз-

судковъ, и на первый разъ теряются, прй -

хавши въ столицу.

Тутъ все дико имъ, все не такъ, какъ у

нихъ. Тамъ жизнь простая, нараспашку;

ходятъ другъ къ другу во всякое время,

безъ доклада. Приходить соседи къ со­

седу: въ прихожей или нетъ никого, иди

спить на грязномъ залавке небритый ла­

кей или оборванный мальчишка, а спитъ

онъ потому, что ему нечего делать, хотя

окружающая его грязь и вонь могли бы

дать ему работы дня на два. И воть гость

входить въ залу — нетъ никого; въ го­

стиную— тоже никого; онъ въ спальню — и

вдругъ тамъ раздается визгливое ахъ;

гость говорить въ прштномъ замешатель­

стве: «извините-съ», медленно пятится въ

гостиную, къ нему кто-нибудь выбегаетъ,

изъявляетъ свой восторги отъ его посе­

щении и оба смеются надъ забавными

приключешемъ. А здесь, въ столице, все

на заперта, везде колокольчики, везде не-

1 6