4 2 7
СОЧИНЕНЫ В.
Г.
БЪЛИНСКАГ.’.
42&
а унижать его, потому что это значить—
лишать его самой живой силы, т.-е. мысли,
дблатъ его предметомъ какого-то еибарит-
скаго наслаждены, игрушкой праздныхъ
хЬнивцевъ. Это значить даже убивать его,
чему доказательствомъ можетъ
служить
жалкое положен] е живописи нашего вре
мени. Какъ будто не замечая кипящей во-
кругь него жизни, съ закрытыми глазами
на все живое, современное, действительное,
это искусство ищетъ вдохновенен въ от-
жившемъ прошедшемъ, беретъ оттуда го
товые идеалы, къ которымъ люди давно
уже охладели, которые никого уже не ин-
тересуютъ, не греютъ, ни въ комъ не про-
буждаготъ живого сочувствы.
Платонъ считалъ унижешемъ, профана
цией науки приложены геометрш къ ре-
месламъ. Это понятно въ такомъ востор-
женномъ идеалисте и романтике, гражда
нине маленькой республики, где обществен
ная жизнь была такъ проста и немного
сложна; но въ наше время она не имеетъ
даже оригинальности милой нелепости. Го
ворить, Диккенсъ своими романами сильно
снособствовалъ въ Англии улучшешю учеб-
ныхъ заведешй, въ которыхъ все основано
было на безпощадномъ дранье розгами и вар-
варскомъ обращены съ детьми. Чт5 жъ
тутъ дурного, спросимъ мы, если Диккенсъ
дМствовалъ въ этомъ случае какъ поэтъ?
Разве отъ этого романы его хуже въ эсте-
тическомъ отношены? Здесь явно недо-
разумены: видять, что искусство и наука
не одно и то же, а не видятъ, что ихъ раз-
личы вовсе не въ содержаны, а только въ
способе обрабатывать данное содержите.
Философъ говорить силлогизмами, поэтъ—
Ьбразами и картинами, а говорить оба они
одно и то же. Политико-экономъ, вооружаясь
статистическими числами, д о к а з ы в а е т ъ ,
действуя на умъ своихъ читателей или слу
шателей, что положены такого-то класса
въ обществе много улучшилось или много
ухудшилось вследствш такихъ-то и те
кихъ-то причинъ. Поэтъ, вооружаясь жп-
вымъ и яркимъ изображенымъ действи
тельности, п о к а з ы в а е т ъ въ верной кар
тине, действуя на фантазш своихъ чита
телей, что положены такого-то класса въ
обществе действительно много улучшилось
или ухудшилось отъ такихъ-то и такихъ-то
причинъ. Одинъ доказываетъ, другой пока
зываетъ, и оба у б е ж д а ю т ъ , только одинъ
логическими доводами, другой—картинами.
Но перваго слушаютъ и понимаютъ не-
многы, другого—все. Высочайшей и свя-
щеннМппй интересъ общества есть его
собственное" благосостояше, равно простер
тое на каждаго изъ его членовъ. Путь къ
этому благосостояние—сознаны, а созвашю
искусство можетъ способствовать не меньше
науки. Тутъ и наука, и искусство равно
необходимы, и ни наука не можетъ заме
нить искусства, ни искусство науки.
Дурное, ошибочное понимаше истины не-
уничтожаетъ самой истины. Если мы ви-
димъ иногда людей, даже умныхъ и благо-
намеренныхъ, которые берутся за изложе
ны общественныхъ вопросовъ въ поэтиче
ской форме, не имея отъ природы ни искры
поэтическаго дарованы, изъ этого вовсе не
сдедуетъ, что тате вопросы чужды искус
ству и губятъ его. Если бы эти люди
вздумали служить чистому искусству, ихъ
падете было бы еще разительнее. Плохъ,
напримеръ, быль забытый теперь ро-
манъ «Панъ Подстоличъ», вышедппй на-
задъ тому больше десяти дАть и написан
ный съ похвальной целью—представить
картину состоянш белорусскихъ кресть-
янъ; но все же онъ не быль совсемъ без-
полезенъ, и хоть съ страшной скукой, но
прочли же его иные. Конечно, авторъ
лучше цостигъ бы своей благородной цели,
если бы содержание своего романа изложить
въ форме записокъ или заметокъ наблю
дателя, не пускаясь въ поэзш; но если бы
онъ взялся писать романъ чисто поэти
ческий, онъ еще меньше достигъ бы своей
цели. Теперь многихъ увлекаетъ волшебное
словцо: «направлены»; думаютъ, что все
дело въ немъ, и не понимаютъ, что въ
сфере искусства, во-первыхъ, никакое на
правлены гроша не стоить безъ таланта,
а во-вторыхъ, самое направлены должно
быть не въ голове только, а прежде всего
въ сердце, въ крови пишущаго; прежде
всего должно быть чувствомъ, инстинктомъ,
а потомъ уже, пожалуй, и сознательной
мыслью,—что для него, этого направлены,
такъ же надобно родиться, какъ и для са-
маго искусства. Идея, вычитанная или услы
шанная и, пожалуй, понятая, какъ должно,
но не проведенная черезъ собственную на
туру, не получившая отпечатка вашей
личности, есть мертвый капиталъ не только
для поэтической, но и всякой литератур
ной деятельности. Какъ ни списывайте съ
натуры, какъ ни сдабривайте вашихъ спис-
ковъ готовыми идеями и благонамеренными
«тенденцыми», но если у васъ нАгь ноэ-
тическаго таланта,— списки ваши никому
не напомнить своихъ оригиналовъ, а идеи
и направлены останутся общими ритори
ческими местами
Теперь что-нибудь одно изъ двухъ: или
картины некоторыхъ сторонъ общеетвен-
наго быта, представляемыя писателями на
туральной школы, проникнуты истиной и
верностью действительности, и въ такомъ
случай оне порождены тадантомъ, носятъ