Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  601 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 601 / 734 Next Page
Page Background

4 2 7

СОЧИНЕНЫ В.

Г.

БЪЛИНСКАГ.’.

42&

а унижать его, потому что это значить—

лишать его самой живой силы, т.-е. мысли,

дблатъ его предметомъ какого-то еибарит-

скаго наслаждены, игрушкой праздныхъ

хЬнивцевъ. Это значить даже убивать его,

чему доказательствомъ можетъ

служить

жалкое положен] е живописи нашего вре­

мени. Какъ будто не замечая кипящей во-

кругь него жизни, съ закрытыми глазами

на все живое, современное, действительное,

это искусство ищетъ вдохновенен въ от-

жившемъ прошедшемъ, беретъ оттуда го­

товые идеалы, къ которымъ люди давно

уже охладели, которые никого уже не ин-

тересуютъ, не греютъ, ни въ комъ не про-

буждаготъ живого сочувствы.

Платонъ считалъ унижешемъ, профана­

цией науки приложены геометрш къ ре-

месламъ. Это понятно въ такомъ востор-

женномъ идеалисте и романтике, гражда­

нине маленькой республики, где обществен­

ная жизнь была такъ проста и немного­

сложна; но въ наше время она не имеетъ

даже оригинальности милой нелепости. Го­

ворить, Диккенсъ своими романами сильно

снособствовалъ въ Англии улучшешю учеб-

ныхъ заведешй, въ которыхъ все основано

было на безпощадномъ дранье розгами и вар-

варскомъ обращены съ детьми. Чт5 жъ

тутъ дурного, спросимъ мы, если Диккенсъ

дМствовалъ въ этомъ случае какъ поэтъ?

Разве отъ этого романы его хуже въ эсте-

тическомъ отношены? Здесь явно недо-

разумены: видять, что искусство и наука

не одно и то же, а не видятъ, что ихъ раз-

личы вовсе не въ содержаны, а только въ

способе обрабатывать данное содержите.

Философъ говорить силлогизмами, поэтъ—

Ьбразами и картинами, а говорить оба они

одно и то же. Политико-экономъ, вооружаясь

статистическими числами, д о к а з ы в а е т ъ ,

действуя на умъ своихъ читателей или слу­

шателей, что положены такого-то класса

въ обществе много улучшилось или много

ухудшилось вследствш такихъ-то и те

кихъ-то причинъ. Поэтъ, вооружаясь жп-

вымъ и яркимъ изображенымъ действи­

тельности, п о к а з ы в а е т ъ въ верной кар­

тине, действуя на фантазш своихъ чита­

телей, что положены такого-то класса въ

обществе действительно много улучшилось

или ухудшилось отъ такихъ-то и такихъ-то

причинъ. Одинъ доказываетъ, другой пока­

зываетъ, и оба у б е ж д а ю т ъ , только одинъ

логическими доводами, другой—картинами.

Но перваго слушаютъ и понимаютъ не-

многы, другого—все. Высочайшей и свя-

щеннМппй интересъ общества есть его

собственное" благосостояше, равно простер­

тое на каждаго изъ его членовъ. Путь къ

этому благосостояние—сознаны, а созвашю

искусство можетъ способствовать не меньше

науки. Тутъ и наука, и искусство равно

необходимы, и ни наука не можетъ заме­

нить искусства, ни искусство науки.

Дурное, ошибочное понимаше истины не-

уничтожаетъ самой истины. Если мы ви-

димъ иногда людей, даже умныхъ и благо-

намеренныхъ, которые берутся за изложе­

ны общественныхъ вопросовъ въ поэтиче­

ской форме, не имея отъ природы ни искры

поэтическаго дарованы, изъ этого вовсе не

сдедуетъ, что тате вопросы чужды искус­

ству и губятъ его. Если бы эти люди

вздумали служить чистому искусству, ихъ

падете было бы еще разительнее. Плохъ,

напримеръ, быль забытый теперь ро-

манъ «Панъ Подстоличъ», вышедппй на-

задъ тому больше десяти дАть и написан­

ный съ похвальной целью—представить

картину состоянш белорусскихъ кресть-

янъ; но все же онъ не быль совсемъ без-

полезенъ, и хоть съ страшной скукой, но

прочли же его иные. Конечно, авторъ

лучше цостигъ бы своей благородной цели,

если бы содержание своего романа изложить

въ форме записокъ или заметокъ наблю­

дателя, не пускаясь въ поэзш; но если бы

онъ взялся писать романъ чисто поэти­

ческий, онъ еще меньше достигъ бы своей

цели. Теперь многихъ увлекаетъ волшебное

словцо: «направлены»; думаютъ, что все

дело въ немъ, и не понимаютъ, что въ

сфере искусства, во-первыхъ, никакое на­

правлены гроша не стоить безъ таланта,

а во-вторыхъ, самое направлены должно

быть не въ голове только, а прежде всего

въ сердце, въ крови пишущаго; прежде

всего должно быть чувствомъ, инстинктомъ,

а потомъ уже, пожалуй, и сознательной

мыслью,—что для него, этого направлены,

такъ же надобно родиться, какъ и для са-

маго искусства. Идея, вычитанная или услы­

шанная и, пожалуй, понятая, какъ должно,

но не проведенная черезъ собственную на­

туру, не получившая отпечатка вашей

личности, есть мертвый капиталъ не только

для поэтической, но и всякой литератур­

ной деятельности. Какъ ни списывайте съ

натуры, какъ ни сдабривайте вашихъ спис-

ковъ готовыми идеями и благонамеренными

«тенденцыми», но если у васъ нАгь ноэ-

тическаго таланта,— списки ваши никому

не напомнить своихъ оригиналовъ, а идеи

и направлены останутся общими ритори­

ческими местами

Теперь что-нибудь одно изъ двухъ: или

картины некоторыхъ сторонъ общеетвен-

наго быта, представляемыя писателями на­

туральной школы, проникнуты истиной и

верностью действительности, и въ такомъ

случай оне порождены тадантомъ, носятъ